Рапсодия звуков Крамера и Мирошниченко

Есть таланты от Бога. «Живые» примеры этому утверждению вчера вечером выступили 22 декабря в Клубе Игоря Бутмана. Роман Мирошниченко и Даниил Крамер. Каждым своим концертом они заново открывают неповторимое звучание знакомых семи нот.

Перед нами: двенадцать клавиш, десять пальцев, шесть струн. Два мастера и профессионала. Два непохожих инструмента: рояль и гитара. И одна музыка на всех.

Концерт объединил в себе разные жанры: легенды джаза и испанские мелодии, традиции классики и электронное звучание. Смена настроения музыки происходит моментально, предугадать, что и как зазвучит дальше нереально. На конкретных отрывках классические звуки рояля отступали перед электронным звучанием гитары. Два музыканта устроили две разных программы: были сольные номера, и была полная синхронизация двух виртуозов.

Если звуки рояля пробуждают и задевают романтические струны души, то гитара затрагивает страстность и порывистость. Это только в начале концерта. Рояль продолжался в гитаре, а гитара – в рояле. Переливание и перебрасывание нотами продолжалось на протяжении всех двух часов. Порою складывалось впечатление, что звучит единый инструмент, музыку творит один человек. Здесь главных нет, есть равные мастера. Наверное, в этом и состоит работа дуэта: дело не только в сыгранности, но и в ощущении друг друга, желании творить рапсодию звуков.

Как сказал Крамер, объявляя следующую композицию: «Если в классике похожие темы у разных композиторов называют плагиатом, то в джазе это именуется нормой». Действительно, сложилась определённая традиция, что несколько джазменов могли взять одну понравившуюся тему и написать свои варианты на неё. Так произошло с композицией Цфасмана «Неудачное свидание», изначальный вариант которой исполняла Билли Холидей, и которую исполнили Крамер и Мирошниченко.

Переходы стремительны. Калейдоскоп тем и звуков, настроений и впечатлений. Начав отбивать ритм по крышке рояля, Крамер в следующий миг садится за рояль и оживляет все клавиши, создавая молниеподобную игру:  такую же ослепительную и стремительную. Вот что значит творить музыку не только пальцами, но и руками.

Нотные танцы продолжаются. Звуки и темы переливались, сталкивались, соединялись, устраивали гонки между собой с верхних октав до самых нижних, поднимались и спускались, лились, манили, вели за собой и направляли.

Гитара усиливала впечатление. Мирошниченко играет тональностями, громкостью, ритмами. В гитарной игре есть приём «плоских» звуков, когда чуть-чуть зажимаются струны, но полного звучания ноты в этом случае нет. Их ещё называют «мёртвыми» звуками. Неправда, не мёртвые они. Честно скажу, я до этого концерта не представляла, что из «плоских» звуков можно извлечь целую гамму. Мирошниченко создал свою систему сжатых звуков, которые не похожи ни на что ранее услышанное. Таков лауреат американской премии 9th Annual Independent Music Awards и ученик Al Di Meola – Роман Мирошниченко.

А магия пальцев продолжается.

Композиция «PSP» никаких ассоциаций с электроникой не создаст, если её услышать. А это всего лишь милая испанская песенка с искренними, грубоватыми, сильными, непонятными, завлекающими тонами.

Если возможно создать особый мир на пару часов, если реально заполнить собой пространство, всё помещение заворожить своим мастерством, то именно это вчера и произошло. Вокруг двух мастеров вертелась вся атмосфера клуба. Ощущалось, что кроме музыки нет ничего: нет ни слушателей, ни клуба, ни даже самих исполнителей. Два человека преобразили место настолько, что после финальных нот стало как-то тускло, будто что-то ушло, что-то захлопнулось.

Только гении игры способны открыть ворота в иное пространство. Даниил Крамер – гений. И это не восхищённость, и не впечатления от концерта, а факт. Роман Мирошниченко – виртуоз с божественной скоростью пальцев. Не верите? Сходите и убедитесь сами.

«Искусство для поиска истины. Её здесь много». (с) Даниил Крамер

Сет-лист концерта:

  1. Astor Piazzola – Libertango
  2. Astor Piazzola — Double Concerto
  3. Неудачное свидание (первоначальный вариант)
  4. Соло Мирошниченко. Авторская композиция.
  5. Sea Journey
  6. Соло Крамера. Импровизация
  7. Соло Крамера. Memories of Tommorow
  8. Крамер и Мирошниченко — Фламенко. Авторская композиция Мирошниченко.
  9. Larry Coryell – PSP
  10. Крамер и Мирошниченко — Сальса. Авторская композиция Мирошниченко

Ольга Ермакова, специально для MUSECUBE
Полный фотоотчёт Солозобовой Александры здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.