Сатоко Фудзи. Закрытые пространства

Уникальный образец современной мультистилистической талантливости, японская пианистка и композитор, критиками по всему миру оцениваемая как «один из оригинальнейших голосов джаза сегодня», Сатоко Фудзи, дала 28 марта сольный концерт в московском прибежище альтернативной музыки Культурном центре «ДОМ».

«Мультистилистическая талантивость» заключается в многогранном опыте и спектре охватываемых исполнительницей музыкальных течений. Кроме собственных композиторских сочинений, а также большой сольной импровизационной работы и работы с большими оркестрами — Satoko Fujii Orchestra Tokyo, она также участвовала, например, в таких проектах, как близкий к традиционному джазу Live in Japan, «пост-шенбергский» Past Life, сотрудничала с Джоном Зорном и Мишей Мендельбергом. Для слабых духом слушателей такое изобилие могло бы показаться чревоугодным, но, смеем заверить, в каждом опыте Сатоко Фудзи присутствует японская осмысленность и уравновешенность, а специй добавлено адекватное количество.

Родной национальному духу Японии минимализм привносит во все работы Фудзи космическую гармонию, или хотя бы отголоски ее, или, в крайнем случае, надежду на нее.

Ученица знаменитых Джорджа Рассела и Пола Блея, а ранее — в пору обучения в Токийском колледже искусств вслед за своим педагогом обратившаяся к джазу, она посвятила свою творческую карьеру Музыке, а официально – тому, что, в первую очередь, позиционируют как авангардный джаз — джаз со смешением элементов традиционного джаза, «авангарда» и академической музыки. Технические приемы такого «джаза» — в области атональности, модальной импровизации и композиции, алеаторики, сонористики и так далее.

На портале «Планета» велась прямая панорамная трансляция концерта из клуба ДОМ, так что приобщиться к действу мог любой желающий, например, все те, кто испытывал финансовые трудности. Тем не менее, зал «ДОМа» был полностью укомплектован зрителями. Выступление Сатоко открыла речь представителя Агентства IMPROVE, организаторов концерта.

Концерт состоял из нескольких сольных фортепианных композиций. Долгие произведения, в которых за волю и агрессию а-ля Софья Губайдулина отвечала ритмическая составляющая, не были лишены тонкости и хрустальности и, даже, нежности. Звучащие вещи были похожи на длинные пути, на жизнь, мощно и неотступно пребывающую и пробуждающуюся. В памяти всплывали монументальные фортепианные пассажи Шнитке, его бескомпромиссные ритмические удары. Сатоко способна превратить фортепияно в перкуссионный инструмент, не умаляя при этом его мелодических функций. Атональность нот уравновешивается реалистической расстановкой акцентов, и вся конструкция держится в воздухе, на весу.

Другие композиции – игра с космическими силами, нежное перебирание струн космоса (физически это выглядит как перебирание струн внутри тела фортепиано). Это музыкальная иллюстрация к сказке о том, как было небо, и прямо с неба свисали длинные струны. Перебирание этих струн умелыми руками – и вот у нас уже включается кинестетический слух, и мы ощущаем, как вселенная, содрогаясь, трепещется в ее руках. Хотя стиль игры Сатоко рваный и нервный, вместе с тем по-своему мелодичный, и, несмотря на рваный ритм, музыка воспринималась легко и непринужденно, во время концерта ощущались волны мощной энергетики.

Игра Сатоко Фудзи (и душа?) заключается в том, что, несмотря на свою экспрессивность, эмоциональность и страсть, она остается для нас закрытой. И холодной. В этом ее «самурайскость». От джаза, такого изначально природно-горячего и чувственного, в ней мало что осталось. Только так называемое «импровизационное начало». Смысл японской культуры — лютая, неземная страсть, максимально упрятанная в волю. В этом и смысл единственного удара мечом, который можно сделать лишь один раз в жизни.

Пару раз за время выступления Сатоко обращалась к зрителям. Маленькая и хрупкая, японка внушала доверие и симпатию. Усталая на вид, она была очень рада большому количеству зрителей, пришедших на концерт, несмотря на холод на улице. О холоде вспомнила и Сатоко: этот, второй раз, когда она в Москве, ее встретил такой же холод, как и в первый раз ее посещения.

Концерт стал волшебной колыбельной, которая всех умиротворила. И отпустила домой.

Мария Черкасова, специально для MUSECUBE
Фотографии Арама Устяна.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.