Северные песни в стольном граде

Последний раз Москва встречала Swallow The Sun восемь лет назад – в рамках Moscow Doom Fest 2008. Теперь же стольный град удостоился чести принимать STS с сольным концертом – 21 апреля Spika Concert Agency организовала прием группы в московском клубе ТеатрЪ.

За это время финны успели сочинить и записать два новых альбома – New Moon и триптих Songs From The North I, II & III, с презентацией которого и прилетели.

К сожалению, в этот раз нам не удалось увидеть и послушать группу в полном составе. Гитарист и основатель группы, ее сердце Юха Райвио остался в Финляндии по уважительной и очень печальной причине: этот мир покинула его спутница жизни Алиа Стэнбридж, нежный и красивый голос которой мы можем слышать в треках STS, Amorphis, Trees of Eternity и не только. Буквально за два дня другу группы Янне Маркусу, гитаристу The Man-Eating Tree, пришлось разучить гитарные партии STS. К счастью, справился он с этой задачей на отлично – в сет-листе ребятам пришлось поменять всего несколько композиций.

Кроме того, впервые можно было увидеть группу вживую с барабанщиком Юусо Раатикайненом, и, надо сказать, вписывается он в коллектив весьма органично.

Разогревать зал была призвана сибирская группа Deafknife. Действо началось к восьми вечера. Зал был заполнен едва ли на четверть, но люди продолжали прибывать. На сцену вдруг быстро и молча вышли хрупкие молодые ребята из далекого холодного Красноярска, взяли инструменты и без предупреждения обрушили на головы посетителей чудовищнейший post blackened metal. Агрессивный и очень быстрый блэк к середине первой композиции вдруг сменился ритмичным драйвом, а затем и вообще лирическими проигрышами. Такие трансформации и метаморфозы пронизывали практически каждую тему сибиряков: очень интересная смесь тяжелого и быстрого блэка с классическим пост-роком. Музыка Deafknife наверняка станет настоящей находкой для тех, кто любит пост-рок, но желает что-то потяжелее. Эти ребята не разогрели зал, а буквально взгрели! Как отметила публика, вживую Deafknife звучали куда интереснее, чем на записях, и для многих стали настоящим открытием.

Но уже в полдевятого сибиряки скромно попрощались и уступили место техникам Swallow The Sun. Полчаса прецизионной настройки, и сцену окутал легкий дым, а из динамиков публику стал интриговать инструментальный проигрыш The Womb of Winter. Зал буквально вдохнул и замер, а выдохнул овациями, когда на сцене появились Они, взяли инструменты и открыли концерт Десятью Серебрянными Пулями, без лишних слов переплавленными в Rooms and Shadows.

Звук порой не был идеальным, изредка публика отмечала некую глуховатость и артефакты, но в целом был очень хорош – слышался каждый инструмент, чистый вокал оставался чистым, а гроул пробирал до мурашек. Неназойливая мягкая подсветка хорошо ложилась на атмосферные треки, синергично усиливая эффект от их восприятия. После трех первых тем зазвучала лирическая Cathedral Walls, и именно тогда фаны решили отдать дань памяти Алие и выразить поддержку группе в столь тяжелый для нее период. Передние ряды вознесли вверх приготовленные заранее плакаты с портретом Алии, и держали так вплоть до самого конца композиции. К слову, Алиа не пела в Cathedral Walls, но снималась в клипе, и этот трек стал первым из наиболее подходящих для самого светлого и печального флешмоба. Расстроганность музыкантов была видна невооруженным взглядом прямо во время их игры. Янне Маркус, заменивший Юху Райвио, даже пару раз оторвал руку от струн, чтобы вытереть то с лица то ли пот, то ли скупую слезу… В конце композиции Микко обратился к залу — «Спасибо вам всем… Уверен, она бы это оценила… Спасибо за вашу заботу!..». По щекам поклонниц текли слезы.

После этого момента невероятная теплота уже не покидала атмосферу зала, сделав выступление почти камерным. Микко постоянно в паузах между треками обращался к залу, хотя обычно на концертах группа отличается заdoomчивостью и молчаливостью. Чтобы не утонуть окончательно в скорби, ребята встряхнули публику известными композициями с предыдущих альбомов. Поклонников раннего творчества порадовала Silence Of The Womb, также вживую ребята отыграли Lost&Catatonic, относительно «веселую» New Moon и Abandoned by the Light. Музыканты не стеснялись отходить от альбомного звучания, меняя темп композиций, вставляя паузы или проигрыши. Так, New Moon звучала несколько медленнее студийной версии, а старая добрая Swallow с The Morning Never Came наоборот была ритмичнее оригинала и качала зал по-полной. STS – настоящие хранители аккуратного баланса между лирическими и сверхэнергичными компонентами, они заставляют внимать песням затаив дыхание, бояться произвести малейший шум, дабы не развеять магию этих северных колдунов во время их тонкого священнодействия. В некоторых местах Микко даже не поет, его шепот безнадежно холоден и безразличен, но одновременно чрезвычайно упоителен.

Казалось, происходящее заводит самих STS не меньше, нежели зал. В музыкальном аффекте Алекси умудрился два раза уронить свой синтезатор, сложив стойку (причем первый раз исхитрился это исполнить на самой медленной и тягучей теме концерта — Abandoned By The Light), за что Микко в паузе под хохот зала шутя высказал ему все, что думает по этому поводу в целом и о нем самом в частности.

Ровно в десять музыканты вдруг покинули сцену. Но прощаться они и не собирались. Быстротечная пауза потребовалась лишь для того, чтобы на сцене появились стулья и две акустических гитары, после чего атмосферно и камерно прозвучали Pray For The Winds To Come и Songs From The North. Это была невероятно чувственная часть вечера. Зал вновь вспомнил прекрасную Алию. Но ребята не позволили всем окончательно забыться в пучине отчаяния, дав толику надежды – оживив зал хитом Hope, переведя настроение из неизбывной тоски в светлую печаль. А завершающая Swallow еще раз наглядно показала, что гроул Микко столь же мощен и рыхл, как и в 2003-м году.

В пол-одиннадцатого музыканты ушли со сцены. Но не из клуба. Публика не спешила расходиться и была вознаграждена: спустя всего полчаса все до единого участники группы вышли в зал. После Moscow Doom Fest 2008, когда STS отыграли и растворились в небытии, многие не ожидали, что команда окажется столь душевной в общении. STS бродили по клубу, пили пиво, таскали на руках фотографа MUSECUBE и рассказывали всякие интересности тем, кто мог объясниться по-английски (ну или по-фински, если такие были).

Надеюсь, вновь мы увидим их раньше, чем через очередные восемь лет.

Евгений Терехов специально для MUSECUBE
Фото для репортажа с официальной страницы Swallow the sun FB


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.