Победа зла

Московский гиг фестиваля The Flaming Arts Fest 2016, организованного международным букинг-агенством JC Sound, можно считать успешным уже только по той причине, что он вообще состоялся.

А начиналось все очень многообещающе. 20 апреля клуб Volta ожидал коллективы такого уровня, что каждый из них мог быть хедлайнером практически любого мирового метал-феста. Nile + Belphegor + Melechesh. Да сам дьявол поднялся бы из преисподней, чтобы это увидеть. Такая связка на одной сцене в России казалась чем-то невероятным. Удивительно техничные Nile, выбравшие technical death metal как ключ для донесения темной древнеегипетской философии. Израильтяне Melechesh, «mesopotamian metal» которых объединяет блэк-метал с ближневосточной этникой. И корифеи блэк-дета Belphegor. К слову, в этом году австрийцы отмечают 25-летие, поэтому многие анонсы предстоящего мероприятия гласили, что от них можно ждать особенной юбилейной программы. И вот тут анонсы не соврали, неповторимость мероприятия, увы, зашкалила.

Ближе к событию что-то пошло не так. Сначала металхеды узнали, что гитарист Melechesh травмировал руку, и невероятно интересная команда не сможет выступить в пламенном туре. Nile и Belphegor утешили фэнов, посулив расширенную программу. В Минске это обещание музыкантам выполнить удалось. «Духовная» Россия оказалась не столь гостеприимной. Впрочем, такой исход событий могли спрогнозировать как минимум поклонники Behemoth, Сannibal Сorpse и дядюшки Мэнсона. В питерском аэропорту музыкантов встретили агрессивные «православные активисты». Плевок в лицо лидеру Belphegor, отснятый на видео, до сих пор жарко обсуждается на всех крупных мировых метал-порталах. Еще одним плевком стало то, что выступление группы в Питере удалось-таки сорвать. Все это здесь нельзя это не упомянуть, так как данные события весьма повлияли на настроения московских фанов. В соцсетях московские металлисты договаривались о совместных походах на сет, чтобы держаться кучнее для пущей безопасности. Немалую часть слушателей заинтересовал вопрос – как сдать билеты и вернуть деньги. Многие продавали свои билеты за полцены прямо перед клубом. К началу гига воздух у Вольты трещал и искрил от напряжения. Длинная змея очереди гудела обсуждением тем, так или иначе связанных с событиями в Питере.

Сет начался без опозданий. Половина посетителей даже не успела пройти в клуб, маринуясь в длинной очереди. Интереснейший момент: чтобы отсечь попадание на концерт личностей, чьи чувства могли быть оскорблены, посетителям, которые не выглядели, как поклонники блек-метал сцены, на входе задавали каверзные вопросы. Сети уже пестрят шуточками на эту тему: скажи, мол, кого из демонов Лемегетона ты знаешь?

Nile, находясь в (очень относительной) стороне от нападок активистов, бодро и технично рубил на сцене, традиционно выкладываясь по максимуму. Невероятно техничное исполнение известных хитов вживую отвлекло металхедов от злободневной темы и самые горячие ринулись снимать напряжение в слэме. К слову, концертный зал Вольты был заполнен на три четверти точно, не считая разброд по барам и холлам, и для слемящихся крепких парней (и, внезапно, хрупких девчонок) места было не так и много. Звук весьма радовал — были слышны практически каждые нотки гитар, а ноток тех у Nile — 666 в минуту. Зная на память композиции квартета, можно было стоять ближе к сцене и наблюдать, как, КАК они это делают, с какой скоростью скользят пальцы по струнам! Наблюдение за пальцами Nile под грохот усилителей способно ввести в инфернальный психоделический транс. Между композициями корифеи дет-метал сцены непринужденно шутили, общались напрямую с кем-то из публики в первых рядах и периодически заставляли смеяться всех, кто понимал английский. Полуторачасовой сет пролетел, как единое мгновение, после чего музыканты отправили в зал не меньше двух десятков медиаторов, а также палочки и весь сопутствующий стафф от сет-листов до бутылок из-под воды. Особо удачливые фанаты ушли с автографом Карла. А вот на бис музыканты не вышли. Впрочем, публика как-то довольно устало звала Nile обратно.

Заявленный антракт слегка затянулся, сцена несколько реорганизовалась, но ожидаемого от Belphegor антуража не появилось. Лишь мерцал зловещий зеленый свет и клубы дыма скрывали магические манипуляции техников, выглядящих как настоящие слуги вершителей темной музыки. Никто не развешивал рогатые черепа, как в Беларуси, а так же не пил кровь залетных противников тяжелой музыки и не лишал девственности их дочерей. К девяти вечера подданные Ваал-Фегора молчаливо удалились, а сам он в лице четырех музыкантов предстал на сцене, залившейся недобрым алым свечением.

Укрытые корпспейнтом, в дыму и сине-красных всполохах прожекторов, Belphegor начали погружать зал в пучину своего мощнейшего блек-дета, громкого, пронзительного и очень злого. И уже вроде ничего не предвещало подвоха, но он таки случился. После первых трех песен «слуга» (суть техник) Бельфегора материализовался на сцене и что-то шепнул Хельмуту, а потом вдруг… у композиций пропал вокал. Публика не сразу, но осознала, что Belphegor играет так называемый «инструментальный сет». А записка с соответствующей «директивой» на пульте звукорежиссера, сфотографированная кем-то из репортеров, недвусмысленно дала понять, что сие происшествие не было случайностью. Организаторы объясняют это появлением на концерте представителей силовых структур, которые пожелали не допустить «оскорбление чувств верующих».

Так что московское «пришествие» Belphegor действительно стало уникальным. Сети пестрят откликами разгневанных фанов, которые надеялись на полноценное выступление. Но если выбирать между отсутствием концерта и возможностью послушать инструментальный сет любимой команды – большая часть выбрала бы второе. Тем более – когда еще можно услышать любимые хиты в таком исполнении?

Тем не менее, нельзя не констатировать, что те силы, которые считают нужным вмешиваться даже в закрытые мероприятия, таки одержали победу. Belphegor отыграл только в Москве, и то – именно отыграл – без вокала, очень важной составляющей. Не говоря уже о каком-либо шоу, мастерами которого мрачный квартет из Зальцбурга является с самого начала восхождения на теневую сторону музыкального олимпа.

Нужно ли говорить, что после такого плевка в лицо всей мировой блэковой сцене едва ли можно ждать в будущем команд такого уровня. Когда теперь в России выступят те же Rotting Christ, Сannibal Сorpse? Похоже, отныне российским фанам останется ездить в «загнивающую» Европу на фестивали типа Туски, Вакена или Брутал Ассаульта.

Не блэк-метал – зло. Вот – настоящее зло. И сегодня оно победило.

Евгений Терехов специально для MUSECUBE
Фото для репортажа FB Belphegor и FB Nile

За предоставленную аккредитацию портал благодарит JC Sound и лично Алексея Кузовлёва


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.