«Сплин» в Ледовом: от пластмассовой жизни до рая в шалаше

Зимний Петербург, дремлющий в декабрьских холодах, нередко нагоняет на своих теплолюбивых жителей уныние и тоску, эдакую хандру и меланхолию, которую встарь называли замысловатым английским словом — «сплин». Но сегодня мы точно знаем, что сплин сплину рознь. Или даже так: «Сплин» сплину — рознь! В самой середине декабря, 16-го числа этого унылого зимнего месяца, Петербург принял у себя в гостях одну из самых ярких, самых сильных, самых любимых команд и ставшую уже почти легендарной группу Александра Васильева. Ее название, возможно, неплохо отражает суть многих песен Саши, но точно не воплощает в себе ту потрясающую мощную энергетику, которую дарят выступления «Сплина». В этот вечер Ледовый дворец то превращался в шахматную доску, то в подводный мир, то в старый дом или райский шалаш, но, как бы там ни было, «Сплин» без труда разогнал всевозможную хандру и заставил тысячи людей танцевать, петь и дышать в одном ритме.

Группа «Сплин» давно уже в отдельном представлении не нуждается. Наверное, сегодня нет ни одного человека, который не слышал бы бессмертных хитов «Орбит без сахара» и «Выхода нет», звучавших из всех радиоприемников еще в конце 90-х годов. Должно быть, нет человека, который ни разу не напевал бы «Мое сердце остановилось, мое сердце замерло», а многие из нас в минуты душевной невзгоды отчаянно пели под гитару «Я отключил телефон, завел на восемь будильник» и «Бог просто устал нас любить»… Перечислять самые знаменитые песни, написанные бессменным лидером группы, вечно молодым романтиком и, в то же время, глубоко мудрым философом, Александром Васильевым, можно бесконечно. В этом году «Сплин» отметил свое 20-летие — датой основания коллектива считают 27 мая 1994 года. 20 лет — солидная цифра, своеобразный промежуточный итог прожитых лет, в течение которых музыка группы живет, звучит, меняется и становится старше, при этом сохраняя свою неизменную суть, глубину и красоту. «Сплин» не останавливается на достигнутом и продолжает уверенно двигаться вперед, записывая новые альбомы, играя новые концерты, завоевывая все больше любви и поддержки публики.

16 декабря в петербургском Ледовом дворце состоялся не обычный концерт. Во-первых, это была презентация нового альбома «Резонанс», вышедшего в 2014 году. Новый альбом получился двойным, поэтому и концерт оказался большим и весьма продолжительным по времени. Во-вторых, живые выступления «Сплина» не слишком часты, поэтому концерт был долгожданным и особенно желанным для преданных поклонников группы: фактически он стал настоящим праздником для тысяч людей, пришедших в Ледовый дворец в этот вечер. И, наверное, каждый, присутствующий в зале, отметил про себя, что недаром новый альбом получил название «Резонанс»: исполненные песни и в самом деле вызвали неподдельный отклик у всего зала, а музыканты, в особенности, Васильев, в свою очередь, чутко откликались на реакцию зрителей. Между песнями Саша то и дело благодарил публику, улыбался, шутил и просто дарил радость и отличное настроение всем, кто пришел поддержать группу и их новый альбом.

Свое выступление группа открыла простым и теплым приветствием Саши Васильева: «Добрый вечер, Петербург!.. Мы с вами живем в одном городе, ходим по одним и тем же улицам, поем одни и те же песни… Давайте сегодня мы все вместе споем песни с альбома «Резонанс», в котором так много песен о Петербурге!..» И публика ответила единодушным согласием, подпевая и поддерживая любимых музыкантов на протяжении всего времени. Концерт условно можно поделить на две части, хотя между ними не было никакого перерыва — музыка в этот вечер звучала непрерывно. Первая часть выступления была полностью посвящена тем самым песням о Петербурге и не только, песням, записанным группой на альбоме «Резонанс». Новые песни «Сплина» значительно отличаются от старых, всенародно любимых: это новое звучание, новое настроение и зачастую какое-то совсем новое, более созерцательное и более глубокое, восприятие окружающего мира. Вначале прозвучал «Всадник» — песня о нашем городе, которая, наверное, нашла отклик в сердце каждого его жителя: «В штормы и штили ангел на шпиле сверху на нас глядит. Через все войны невские волны бьются башкой в гранит. Рвется к победе всадник из меди, резко встал на дыбы…». «А теперь давайте проверим — есть кто-нибудь живой?» — спросил музыкант после первой песни, чтобы начать вторую, которая так и называется — «Есть кто-нибудь живой». После каждой песни Васильев то серьезно, то шутливо комментировал следующую, тем самым заранее готовя слушателя к правильному восприятию. Прозвучали песни «Дверной глазок», «Ай лов ю», «Старый дом», «Среди зимы», и Саша прокомментировал: «Вы заметили, что после печальных песен часто следуют песни более легкие? Как хорошо, что в мире всё наоборот!» И затем исполнил песню «Все наоборот». Затем прозвучала «Нефть», после которой музыкант пообещал, что «больше ни слова о нефти, пусть лучше играет музыка», и исполнил песню «Пусть играет музыка». Перед исполнением песен «Пожар» и «Шахматы» Васильев пошутил, что, когда группа сыграла их в присутствии режиссеров фильмов ужасов, те в страхе разбежались. «Но мы же крепче? Чем режиссеры фильмов ужасов? Да? Мы же крепче, чем режиссеры фильмов ужасов?!» И публика радостно отвечала «да!». Но, поскольку «в мире все наоборот» и после тяжелой песни необходимо сыграть что-то более нежное («после двойного ужаса нужно сыграть что-нибудь тройное про красоту») — далее для нас прозвучала чудесная новая песня про красоту во всем, которая так и называется — «Красота»: «И красота во всем, что движет нами, и красота меж Богом и людьми…» Были исполнены песни «Два плюс один», «Полная луна», «Симфония», «Помолчим немного», «Горизонт событий», «Подводная песня», «Мысль». Хотелось бы отдельно отметить «декорации» — большой экран за спинами у музыкантов, изображения на котором то и дело сменяли друг друга, отражая ту или иную песню. Например, во время исполнения «Пожара» на экране светились окошки, а в них бесновались языки пламени, превратившиеся, в конце концов, в одно огромное огненное пламя. Во время исполнения «Полной луны» на фоне застыла огромная луна, а на «Подводной песне» за спинами музыкантов медленно проплывали стаи рыб.

В конце первого отделения концерта прозвучали новые, но уже полюбившиеся многим меломанам, песни «Оркестр», «Рай в шалаше», «Танцуй!». Именно во время исполнения «Рай в шалаше» произошла своего рода кульминация всего этого невероятного действа. «А теперь пусть этот огромный дворец спорта превратится в маленький шалаш, где каждый найдет свое счастье» — такое теплое и душевное пожелание прозвучало из уст Саши Васильева. И с первых же нот в зале один за одним начали зажигаться многочисленные огоньки и фонарики, делая зал таким уютным и родным, словно и впрямь превращая его в шалаш. На песне «Танцуй!» многие фонарики продолжали гореть, а перед песней «Исчезаем в темноте» музыкант предупредил всех, что сейчас все прожекторы погаснут, и фонарики останутся единственным источником света в зале. Так и случилось — все посторонние огни были потушены, и зал Ледового дворца погрузился в полную темноту, как по мановению волшебной палочки, превратившись в огромное ночное небо с россыпью миллионов звезд, а Александр Васильев в этом невероятном космическом пространстве продолжал проникновенно петь душой и сердцем, «посвящая сверкающим звездам, строчку за строчкой, целый роман».

«Исчезаем в темноте» стала последней песней в первом блоке, а вслед за ней началась, условно говоря, вторая часть большой музыкальной программы. В нее вошли все самые любимые песни, которые звучат в наших плейерах и на волнах радиостанций уже много лет, которые не стареют и не надоедают с течением времени. Это те песни, которые публика исполняла хором, зная наизусть каждую строчку. И, наверное, именно в эти минуты окончательно укрепилось ощущение истинного, максимального единства всех присутствующих, установившееся во время свечения фонариков. Теперь пели все, а сам Васильев то и дело отстранялся от микрофона, даря своим поклонникам возможность спеть любимые песни во весь голос и выплеснуть все накопленные эмоции, которые были в этот вечер исключительно позитивными. Еще не раз за вечер в зале зажигались фонарики, и не стихали бурные аплодисменты, возгласы радости и скандирование «Ва-силь-ев! Ва-силь-ев!» или «Спа-си-бо!» Не забывая общаться с залом, комментировать каждую песню и благодарить за теплый прием, Саша вместе с тысячами людей исполнил «Линию жизни», «Скажи, что я ее люблю», «Песню на одном аккорде», «Остаемся зимовать», «Феллини», «Романс», «Пластмассовая жизнь». В этом отделении прозвучала еще одна песня с «Резонанса» — «Мороз по коже», ну и, конечно же, «хрестоматийные» хиты «Орбит без сахара», «Выхода нет» и «Мое сердце». Весь концерт, однозначно, прошел на волне позитива и света. Даже такие песни, как «пожар», Шахматы», «Старый дом» и другие, звучащие очень нервно и напряженно, не нарушили эту атмосферу тепла и любви — любви к музыке, к городу, друг к другу. Тысячи огоньков, рассыпанных по трибунам и танцполу, были словно не фонариками, а лучами добра и благодарности, которые светили из самых сердец благодарных слушателей, а сумасшедшая энергетика, циркулирующая между сценой и зрительным залом, несла в себе невероятный электрический заряд, который был по достоинству оценен музыкантами. «Вот здорово! Спасибо!» — с таким простым человеческим теплом, даже будто бы чуть растроганно, проговорил Саша Васильев в ответ на многократное «спасибо», звучащее из зала после одной из песен.

«Спасибо» — ничтожно маленькое, короткое слово, которое не отражает всей бесконечной благодарности, которую хотелось бы выразить музыкантам, но, всё-таки, мы еще раз скажем «спасибо» Александру Васильеву и группе «Сплин» за этот невероятный живой драйв, бешеную энергетику, тепло и душевность, которую подарило нам их выступление. Васильев выкладывался по полной и пел светло и чисто, пел, как дышал. «Лови мой ритм — танцуй, танцуй, танцуй, танцуй, танцуй!» — вот к чему призывала музыка группы в этот вечер. И пусть не все новые песни вызвали столь же бурную реакцию, как песни старые и любимые, тем не менее, концерт прошел на «ура», и «Резонанс», несомненно, получил огромный резонанс в зале. А «Сплин» с легкостью разогнал декабрьский сплин и согрел тысячи людей своей потрясающей музыкой. И это главное. Зарядившись этой музыкой, мы без страха «остаемся зимовать», строя свой «рай в шалаше» и ожидая новых песен, новых концертов и новых встреч с любимыми музыкантами.

Полина Смирнова, специально для MuseCube
Фотоотчет Богданы Соколовой смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.