Столетия в руках Башмета

14 декабря на сцену Большого зала Консерватории вновь ступил коллектив «Солисты Москвы» под руководством всеми любимого Юрия Абрамовича Башмета. Концерт был посвящен ушедшей Галине Вишневской. Благодаря поддержке Московской филармонии, сегодня в изумительном исполнении смогли прозвучать И.С.Бах. Бранденбургский концерт № 3 соль мажор, Ф.Шуберт. Соната «Арпеджионе» (версия для альта и струнных), И.С.Бах. Бранденбургский концерт №6 си-бемоль мажор, Ф.Шуберт. Симфония №4 («Трагическая»).

В начале концерта было такое ощущение, будто музыканты впервые в жизни взяли в руки инструменты, будто совсем забыли, кто они и что делают. Они забыли, кто стоит за ними, и что они, будучи музыкантами первого разряда, взяли на себя честь помочь слушателю прикоснуться к величайшему музыкальному наследию, заявленному в программе концерта. Жаль. Начало было неясным и грустным. Даже после слов Башмета: «Мы посвящаем этот концерт Галине Вишневской», — оркестр продолжил фальшивыми нотами и пассажами, сыгранными не вместе, диссонировать воздух.

Но через мгновения случилось что-то волшебное: невообразимо прекрасное звучание первой скрипки, соло альта, исполнение самого маэстро. Зал застыл в напряженном такте. Все доказывало исполнительскую непревзойденность. Играя произведения написанные для скрипки на альте, Башмет каждым движением смычка покорял зал безупречной техникой, легкой интонацией, создающей иллюзию скрипичной мензуры. На сцене будто оживали образы грациозного течения времени 17-18 веков. Столетия проносились в каждой ноте и тревожили слух нежными симфоиями. Здесь прекрасные дамы в пышных платьях и напудренных пеньюарах, тут камердинеры, пришедшие с дурными вестями.

Для “классической” публики выступление прошло на высшем уровне, в лучших традициях проведения классических концертов. Для аудитории, не привыкшей к звучанию симфонической музыки, включая Брандербургский концерт, было тяжеловато воспринять отточенно сыгранные партитуры.

Это уже не первое исполнение программы и далеко не последнее. В московских «классических» кругах уже сложилась целая традиция вечеров с Юрием Башметом. В этом месяце на сцене Большого зала Консерватории ансамбль «Солисты Москвы» под руководством Юрия Абрамовича трижды представил вниманию слушателей традиционные «Вечера с Юрием Башметом» в Концертном зале им. П.И.Чайковского. Посетители Московской консерватории получили восхитительную возможность услышать произведения классиков — Баха, Гайдна, Моцарта, Шуберта и других композиторов XX-XXI веков — в исполнении всемирно признанных талантов.
Камерный ансамбль «Солисты Москвы» дебютировал в 1992 году на сцене Большого зала Московской консерватории, а на следующий день выступил на сцене Парижского зала Pleyel. Создатель коллектива — выдающийся музыкант Юрий Башмет — пригласил в его состав талантливую молодежь: выпускников, студентов и аспирантов Московской консерватории, и дело пошло невообразимо быстрым темпом.

Они выступали в Европе и Азии, Северной и Латинской Америки, Австралии и Новой Зеландии: “Солисты Москвы” известны и любимы во всем свете. Они даже дважды номинировался на премию Grammy. А в 2007 г. в честь своего 15-летия ансамбль совершил беспрецедентный тур по России, дав 42 концерта в 39 городах.

На их выступления приходят не только поклонники классической музыки. Мало кто будет спорить, что привлечение внимания публики из среды любителей координально разных жанров к творчеству ансамбля — это истинный успех!

Из раза в раз «Солисты Москвы» доказывают, что репертуар — далеко не решающий фактор в успешности музыканта. Дело не в том, что оркестр Башмета исполняет свыше 300 шедевров мировой классики и редко звучащие, мало известные произведения от Баха и Моцарта до Шнитке и Денисова. Коллектив популярен потому, что непревзойдена манера их исполнения. Безупречное чувство ансамбля сочетается с яркой индивидуальностью каждого артиста. Полное взаимопонимание между дирижером и музыкантами создает во время концерта атмосферу гармонии и вызывает ощущение бесценности момента. Самоотдача оркестрантов восхищает слушателя, и он с удовольствием приходит на последуюшие концерты еще и еще.

Мария Тарасенкова, специально для MUSECUBE
Фотографии Максима Судоргина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.