Стравинский, Григ и Берлиоз на одной сцене

Стравинский, Григ и Берлиоз на одной сценеС 15 мая по 4 июля в петербургской филармонии проходит XIV Международный фестиваль «Музыкальная коллекция». В его программе – выступления всемирно известных исполнителей – солистов и оркестров под руководством лучших дирижёров России и зарубежья.

 

4 июня в Большом зале Филармонии прошёл шестой концерт второго абонемента «Воспоминания о большом зале», посвящённого 180-летию Зала Дворянского собрания. В двух отделениях в исполнении Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии (дирижёр – Николай Алексеев) прозвучало три великих сочинения – сюита из балета Игоря Стравинского «Жар-птица», Концерт ля минор для фортепиано с оркестром Эдварда Грига и «Фантастическая симфония» Гектора Берлиоза. Примечательно, что два из них («Жар-птица» в 1962 году и «Фантастическая» в 1847 году) были исполнены в том же, Большом зале Филармонии, под управлением авторов.

 

Балет «Жар-птица» был заказан Игорю Стравинскому Сергеем Дягилевым для «Русских сезонов» в Париже. Как и последующие балеты («Петрушка», «Весна священная»), он произвёл фурор у публики. Сразу после исполнения «Жар-птицы» Стравинский стал известным композитором. Новое, оригинальное мышление Игоря Фёдоровича вызвало переворот в музыке начала XX века: уже в ранних произведениях Стравинский поражал слушателей своей мелодикой, ритмикой и оркестровкой.

 

 

Четыре части сюиты «Жар-птицы» («Жар-птица и её танец», «Хоровод царевен», «Поганый пляс Кощеева царства» и «Колыбельная») со вступлением и финалом наполнены яркими оркестровыми красками, воплощающими в звучании образные и сюжетные линии. Через контраст мира Ивана Царевича и царства Кощея Бессмертного передаётся обобщённая идея русского эпоса – зло должно быть наказано, а добро восторжествовать. Борьба сказочного и человеческого воплощается в музыкальной форме. Оцепенелые, неживые интонации Кощея будто бы соперничают с огненной и порывистой стихией Жар-птицы. Сумрачное вступление переходит в завораживающую первую часть сюиты. На необыкновеннейшем пианиссимо проводят свою тему тромбонисты в сопровождении струнных инструментов. Вдруг неожиданно вступает следующий номер «Жар-птица и её танец». В его «цветной» оркестровке особенно выделяются партии флейты и струнных. А затем звучат мотивы русской народной песни «По садику». Это часть «Хоровод царевен». Выразительная, певучая тема деревянных духовых и струнных передаёт волшебство природы и красоту героинь. Нежный хоровод сменяется острым, зловещим «Поганым плясом Кощеева царства» — кульминацией всей сюиты. Его неравномерный ритм с синкопами, акцентами и постоянной пульсацией у ударных инструментов создают фантастический, причудливый характер музыки. Контрастом звучит «Колыбельная Жар-птицы». Незатейливая мелодия, играя тембрами, поочерёдно проходит у инструментов деревянно-духовой группы, ещё более просветляясь к концу. В основе Финала лежит русская народная песня «Не сосна у ворот раскачалася», которая постепенно приходит к ликующему, победному фортиссимо у всего оркестра, великолепно исполнившего мощное tutti.

 

Далее на сцену вышел пианист Денис Кожухин и вместе с оркестром сыграл знаменитый концерт Эдварда Грига для фортепиано с оркестром (ор. 16). Тремоло литавр и первые аккорды фортепиано с последующим нисходящим энергичным движением вводит в образную сферу трёхчастного произведения. Свободно-порывистые интонации вступления приходят к мягкой, певучей главной теме. Во всех средствах музыкальной выразительности проявляется национальный норвежский колорит. Возвышенные, широкие темы первой части становятся волевыми и даже маршевыми в разработке. После короткой репризы наступает вторая часть, лирическое Adagio. Оркестр поддерживает партию фортепиано и ещё глубже выявляет все её оттенки. Финал концерта становится выразительным, гимничным итогом всего сочинения.

 

Ля минорный концерт Эдварда Грига в интерпретации Дениса Кожухина и симфонического оркестра филармонии под управлением Николая Алексеева прозвучал свежо и интересно. Профессионализм пианиста очевиден: виртуозные пассажи, сложная аккордовая фактура в руках Кожухина легка и прозрачна. Безусловное мастерство показал и оркестр, который после 15-минутного антракта сыграл ещё и «Фантастическую симфонию» Гектора Берлиоза.

 

«Эпизод из жизни артиста» — такой заголовок имеет первое сочинение зрелого периода композитора. Берлиоз по-своему трактовал жанр симфонии, а поэтому привнёс в него много новаторских черт. «Фантастическая» – первая программная симфония романтической музыки. Подробное описание сюжета музыкант сделал сам, и каждая из пяти частей (ещё один плюс в сторону отхода от классических традиций — пять частей вместо четырёх) симфонии излагает последовательное развитие событий: «Мечтания. Страсти», «Бал», «Сцена в полях», «Шествие на казнь», «Сон. Ночь на шабаше ведьм». Через все разделы проходит одна и та же тема прекрасной возлюбленной, которая становится лейтмотивом и постоянно меняется, а в финале и вовсе трансформируется и превращается из идеально романтического образа в изображение танцующей ведьмы. Здесь же, в пятой части, у тромбонов и офиклеидов звучит средневековый напев Dies Irae («День гнева»), а после него наступает хоровод шабаша, и затем обе темы соединяются в одновременном звучании.

 

Одно из новаторских достижений Берлиоза проявилось в оркестровке. Кроме расширения оркестра, он ввёл неиспользуемые до того приёмы игры на инструментах. Например, удары древком смычков на скрипках и альтах, который в финале «Фантастической симфонии» передаёт стук костей на пляске мертвецов.

 

Симфония Берлиоза богата сольными эпизодами. Все они передают разные оттенки образа и влияют на дальнейшее развитие. Яркие темы флейты и скрипок в первой части, арпеджио арф, а затем проведение главной темы у флейты, гобоя и кларнета в сопровождении струнной группы во второй, английский рожок и гобой в третьей, марш у виолончелей и контрабасов, а затем у духового состава с литаврами в четвёртой части и разнообразие оркестровых эффектов в финале, где искажённый лейтмотив звучит в высоком регистре у кларнета-пикколо, а медные духовые исполняют тему Dies Irae.

 

Все приёмы и особенности композиторского письма Берлиоза блестяще выполнил симфонический оркестр филармонии, обладающий идеальными навыками ансамблевой игры и высоким уровнем исполнения любых произведений.

 

 

Анастасия Видмайер специально для Musecube

Фотографии Станислава Левшина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.