31 мая состоялась премьера «Игры в Шекспира. Гамлет» — фантазия по пьесе Уильяма Шекспира, завершающая театральный сезон Молодежного театра на Фонтанке. Режиссеры постановки Семен Спивак и Мария Мирош. Роли исполняются студентами 4-го актерско-режиссерского курса мастерской н.а России Семена Спивака.
Премьера спектакля – первое мероприятие, посвященное празднованию 25-летнего юбилея мастерской н.а. России Семена Спивака. Это дипломный проект четвертого набора Мастерской. На протяжении четверти века обучение студентов происходит в Молодежном театре, который одновременно является учебной базой. Студенты погружены в жизнь театра, по мнению режиссера, так и рождается профессионализм. Учебный процесс происходит в театре, на реальной сцене. Каждый выпуск С.Я. Спивака оставляет свой след в истории театра. Постановки «Крики из Одессы», «Метро», «Жестокии игры», «Идиот 2012» созданные как учебные спектакли, перешли в основной театральный репертуар.
Темой выпускного спектакля стала сложнейшая пьеса мирового репертуара – «Гамлет», которую и взрослые труппы не всегда в состоянии сыграть достойно, но режиссер считает иначе, отмечая, что Шекспировское восприятие жизни само по себе – хорошая школа. Интересно в этом спектакле то, как «новое поколение» воспринимает непосредственно Шекспира и понятие справедливости.
Первая сцена разочаровывает, потому что обычно, именно так выглядит скучный спектакль. Костюмы актеров в черно-белых тонах, монотонный текст в переводе Пастернака… К счастью, первое впечатление обманчиво, уже со второй сцены становится понятно, что это не учебный Гамлет, а Гамлет всерьез. В нем есть и обаяние, и что-то, отличающее «Игру в Шекспира» от множества других Гамлетов.
На сцену смеясь, выбегает юная Офелия и такой же непривычно юный Гамлет. Благодаря его инфантильности, неопытности, акценты смещаются. Это уже не эпический герой, который на скалистом берегу рассуждает быть ему или быть, и не Гамлет-повеса, а человек, выбора у которого особо-то и нет. По своей природе новый Гамлет не способен принимать решения. Произошедшая семейная трагедия настолько ужасна, что у него просто не хватает опыта ее осмыслить и преодолеть. Единственный выбор, который ему придется сделать в этом спектакле – терять достоинство или не терять, и тут выбор сделан абсолютно верный. В те редкие моменты, когда от его действий что-то зависит, Гамлет показывает истинное лицо, за подростковой слезливой истерикой и мягкостью скрывается сильный думающий и уверенный в себе герой. В порыве отчаяния Гамлет стучится в закрытые двери, но за ними пустота, никого, и этот стук лишь раздражает…
Удивляет в спектакле и интеллигентная сдержанность, несвойственная молодым труппам. В постановке нет криков, истерик, эмоции актеров чуть приглушены, что немного настораживает вначале, действия происходят под строгую средневековую музыку. Единственная сцена, где актеры веселятся от души – сцена с придворным театром, здесь происходит маленький карнавал, она помогает раскрепоститься, сделать перерыв в длинной чреде трагических событий. Работа молодой труппы слаженная, много общих затянутых проходных сцен, необходимых для учебного спектакля, но и они смотрятся достойно.
В спектакле есть и необычные театральные находки. Тень отца — это полностью световое решение, и с Гамлетом, действительно, разговаривает огромная тень. Поражает сцена с перекатывающимся на блестящем помосте телом Офелии, выступающим разменной монетой, чем-то неодушевленным. Важнейшей является сцена, в которой Гамлет собирается на верную гибель. Он неторопливо и вдумчиво одевается, вместо того, чтобы схватить шпагу и бежать. В этом тоже проявляется удивительное достоинство и смирение.
Молодые артисты показали зрителям нового «Гамлета», который смотрится на одном дыхании. «В Игре в Шекспира» нет напускной трагедии с надрывом, но есть ощущение важности того, что режиссер и актеры хотят донести до зрителя. Это новое видение старой пьесы, никогда не теряющей актуальности.
Галина Супрунович специально для Musecube
Использованы фотографии с официального сайта театра
Добавить комментарий