Резкая смена температур с холодного утра на дневную жару и вечерний дождь в Москве настолько вошли в привычный быт жизни, что для москвичей и гостей столицы стало уже традицией.
В очередной дождливый вечер 14 апреля 2016 года у входа в клуб Yotaspace стоят компании людей, в ожидании входа и купли-продажи лишних билетов. Сегодня выступает великий исполнитель, композитор, популизатор балканского народного музыкального искусства, автор саундреков к культовым фильмам своего давнего кореша Эмира Кустурицы, продюсер, ловко выведший в топ мировых меломанских ушей в жанрах ворлд, этно, фолк, трайбл такой деревенский жанр духовых свадебно-похоронных частично цыганских оркестров, всемирно прославленный Горан Брегович. Несмотря на множество выпущенных альбомов, Горана Бреговича совместно с разными исполнителями, от Игги Попа до Кайи, 30% материала – это повторение его собственного материла в составе его первой группы “Белая пуговица”. Разница лишь в аранжировках, инструментах и языках исполнения. За гитары теперь играют дудки. Для того, чтобы врубаться и врубиться и в последствии рубиться в эти произведения, нужно понимать исторический контекст, в которых они создавались. Югославия – котел, в котором сварены сербы, босняки, хорваты, румыны считай – молдаване, и еще соседи -турки, где музыкальные традиции достаточно схожи и малоразнообразны, где прослушивается общий музыкальный язык исполнения с явными характерными фригийскими звучаниями. Достаточно часто посещает Горан Брегович со своим свадебно похоронным оркестром нашу родину. Мировой экономический и политический кризис традиционно застал врасплох и Горана Бреговича тоже, но об этом потом.
До главного действа остается полчаса. На сцене играет, как и положено, диджей Марио Мастер Балкан балканские треки. Миксует отлично, семплы наигрышей с фокстротами 1940 годов под евроденс, не выпендриваясь. Горан Брегович и Ко не выходят на сцену в заявленное время, нагнетаются нервы у зрителей. Диджей сначала был рад, что еще можно поиграть сверх своего времени, но позже стал уже сам упрашивать публику, чтобы она позвала Маэстро. Нетрудно было догадаться, что все специально задумано – довести до предела, а потом вжарить. Но ровно через 45 минут от официального начала, из зала выходят музыканты Бреговича и играют фирменные трели. А на сцену тем временем выходит альт- саксофонист, подыгрывает им и выходят остальные. И, как предполагалось, так и случилось, по нашим предварительным подсчетам: стульев было 9 – ноннет: пару баритонистов, пара трубачей, один альт-саксофонист, барабано-вокалист, пара женщин бальзаковского возраста – вокалисток/местами беквокалисток и, разумеется, сам Маэстро с ахудивительной кастомовой электрогитарой аля винтовка м16 ( ну типа как у Питера Тоша была), без него никак. Все музыканты и вокалистки в дорогих расшитых костюмах, а сам Горан, как и полагается свадебному генералу, в белом костюме и золотистоблесточных ботинках на босу ногу, поседевший, но чертовски обаятельный.
В начале Горан говорил на сербском языке, но позже постепенно перешел на аглицкий. Как и говорилось выше, сокращения штатов претерпели и музыканты -лабухи Горана Бреговича: если на заре это был мегасостав с хорами, большим живым оркестром с тубами, цимбалами, и даже страшно произнести это святотатственное слово – синтезаторами, то теперь тубы и местами барабаны зыменяет айпад. Оно и понятно: айпад кушать много не просит, гонорары платить тоже не надо, визу ему не нужно делать, размещать в номерах отелях не нужно. Барабно-вокалисту тоже одновременно петь и стучать затруднительно, а тут айпад как чип и дейл прилетает на помощь. Одна лишь беда – в воде тонет и в огне горит, зависим от электроэнергии в чистом поле или в лесу, в дороге, на кладбищах, на свадьбах там, где обычно эти ребята лабают музон подобный и да, конечно, из него нельзя выпить, как из дудки, горячительных напитков, чтобы потом радостно пойти традиционно в драку на цыганской и не очень свадьбе. Айпад противопоказан ортодоксальным селянам. Да и потом нет той полноты и глубины туб какой бы ты портал и суб не повесил на него, да хоть квадро, хоть 5.1 даже в YOTASPACE. Не знаю, как бы на это отреагировали на Гуча фесте? ( давайте поговорим об этом в коментах, а? ну не, в натуре, интересно). Ну только не ему, не Горану, не Бреговичу, он тоже “не смог избежать перемен”, продавшись в цифрорабство. Публика подобралась на редкость подготовленная, начиная от подростков и заканчивая пенисонерами, которые даже очень подпевали и знали практически все слова песен. Зал был полон и даже вип места – полная посадка.
С первой песни гитара Маэстро была дико расстроена, но в течении следующей песни маэстро с айпадом ее всё таки настроил.
Репертуар плей-листа концерта, в основном, представлял песни с альбома про шампанское. Сначала даже был блок каверов: сыграли песни Цезарии Эворы, Гоголя Борделло и Джипси Кингз, в своей балканской манере. Сыграли, спели хорошо. Даже непривычно было услышать вот такого Бреговича. Барабанщик – он же вокалист с ориентальным звучанием, входил в транс и напомнил по звучанию вокалиста Стинга. Женщины позитивно приплясывали и подпевали. Баритонисты более менее исполняли положенную работу на окладе. Трубачи хорошо играли, самым отвязным был однозначно альтухо-саксофонист, в некоторых песнях кларнетист, ибо жег от души. Маэстро ловко руководил бендом взмахами рук и жестов, особенно любимой в России русской козы, и не потому, что крутой, а действительно очень органично это вписывалось во все происходящее. Из старых хитов взлабнули ребята классические, проверенные, на слуху у любого среднестатистического человека: So nevo Si (ака spij kohane spij ),maki maki, Mesecina, Ederlezi -песню песен как-то очень исполнили халтурненько – не было той самой психоделической синтезаторной цимбалической интродукции, как на записи и как с записанных лайвов тех самых жирных времен биг бенда свадебно-похоронного оркестра. Трубач в начале даже не в тон попал, но я потом понял: “в этом и есть главная фишка”, но надо отдать должное Горану, хорошо он ее саккомпонировал, радует меня, что он играет по олдскульному – малыми барре как в советских ВИА, ведь так раньше играли и Белая Пуговица, сейчас так практически никто не играет, исчезающий вид техники левоаккордной игры. Разумеется, все самые горячии хиты были припасены на финал. Был номер, в котором Горан сыграл на ксилофоне, другой – на ведущем малом барабане, после чего демонстративно и эффектно бросил барабанные палочки на пол (не как угашенные рокеры – в зал). Была баллада акустическая, где женщина пела, и в начале даже казалось, что Горан забыл как ее играть, но после собрался и быстро резко вспомнил, пока кларнетист и отдыхавший баритонист, подыгрывающий на том же ксилофоне его спасали. Но было все исполнено достаточно искренне. Хотя и ощущение халтуры оставалось,не в смысле лажи, а в контексте отсутсвтия разнообразия. In the death car we аre alive – вторая песня песен легко превратилась в хоровую песню, в которой Брегович наконец то заговорил по русски: “Давай, давай”, и после совместного пения с залом основной темы, только говорил “Beautiful”. Это было действительно круто. После все музыканты ушли со сцены, чтобы вернуться вновь. Горан каждого музыканта представил, уже после каждого номера все вставали вместе с ним со стульев, было ощущение, что вот вот это последняя песня. Под конец трубачи стали приплясывать на авансцене. Естественно под финал долгожданный Калашников. Вот тут началось самое жаркое и веселое: передо мной прибежал сороколетний мужчина с лысой головой и хриплым голосом кричал: “ГОРАН!” Девушка, стоявшая рядом с ним, в недоумении попросила не орать. “Мы на концерт пришли, сиди дома у телевизора и смотри и слушай тогда!”- ответил ей лысый. После этого еще и крикнул ей в ухо “Ааааа!” Сцена, достойная данного концерта и нашей жизни. Тут и я заплясал и запел. Как я не просил Горана и чуваков взлабнуть Money во весь свой голос, не сыграли. В целом противоречивая интрига концерта: что то между халтурой и энергетикой музыки, которые очень хорошо скрыло обаяние и искренность самого Горана, что впечатление осталось хорошим. И, да, самое главное – “if you don’t go crazy you, are not normal”© Горан Брегович говорил в течении Калашникова, и что было написано на футболках с его изображением в мерче, продаваемом при входе в зал вместе с компилированными его cd и его упомянутого кореша из NO SMOKING ORCHESTRA. Главная его цитата и на все времена, что меня поддерживает и радует. Поэтому сходите сума почаще – это признак того, что вы – нормальные. В противном случае – вы психически больны и не можете себя увидеть со стороны и быть адекватным к себе. И для того чтобы понять нужно обязательно выйти за грани разума. Об этом же и Джим Моррисон говорит: “break on through to the other side”. Ну а балканская музыка вам в этом в помощь.

Арсений Мальков специально для Musecube
Фото Евгенийй Окниной тут

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.