Танец духов

IMG_1653Факт#1: 21 апреля, Театральный зал Московского международного дома музыки: Норвежско-российский фестиваль «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ», 19:00
Факт#2:Третий по счёту международный этнический фестиваль.
Факт#3: Фестиваль «Северное сияние» стал возможен благодаря норвежскому фестивалю коренных народов Ридду-Ридду, фонду «Мир Севера» и сотрудничеству между Норвегией и Россией. Недавно был подписан трёхгодовой контракт, который поможет и дальше сохранять традиции музыки и танца коренных народов севера.

Переходим от фактов к самому концерту. Знаете, как шаманы называют северное сияние? Танец духов. Танец, выражающий себя через единение природы, музыки и исполнителя. Что, собственно, и продемонстрировала Олит Тевлянаут, выступая первой на фестивале. Олит Тевлянаут, г.Анадырь, может быть знакома нашему читателю, если тот смотрел «Минуту славы», где Олит выступила с горловым пением, сочетая низкий хриплый и тонкий девичий голоса одновременно, и при этом ещё и играя на варгане. По поверию шаманы, играя на варгане, могли перемещаться по трём мирам, изменяя тембр и тип вибраций. При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Отсюда и специфический тембр, и многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие звуки. Варган ещё называют губным бубном.

Как уже писалось выше, в большинстве северных народных песен поётся о единении природы и человека, а исполнитель — связующее звено для передачи истории. Горловые звуки будто всхрипы зверей и крики птиц. И зверь, и девушка единовременно. Пение славит тундру, славит рассвет, день и ночь, животных, музыку, духов. Таково горловое пение Чукотки — через подражание всему живому рассказать о единстве.

Эту же тему продолжил на фестивале ансамбль «Чиргилчин», основанный в 1996 году. Музыканты исполняют традиционную тувинскую музыку, в том числе знаменитое тувинское горловое пение. Стоит пару слов сказать о горловом пении — технике пения с необычной артикуляцией в глотке или гортани, характерная для традиционной музыки народов Сибири и Тибета. Обычно горловое пение состоит из основного тона (низкочастотного «жужжания») и верхнего голоса. Благодаря специфике горлового пения, певец может издавать одновременно несколько тонов. Почему это происходит? Звуки усиливаются путём единовременного IMG_1656изменения формы резонирующих полостей рта, горла и глотки. Есть даже разные стили горлового пения.

Тувинскую вариацию показал ансамбль «Чиргилчин». Артисты мастерски воссоздавали атмосферу тех далёких от Москвы земель. Голосом рисуя горы, леса, слушатель медленно погружался в мистические просторы Сибири. Этому способствовали медленные голоса на одном тоне, сходным по стилю с тибетскими песнопениями. Звук настолько длинен, насколько простирается лес и тундра. На определённый момент казалось, что слышится слияние традиционной подача русского народного протяжного голоса и тувинского горлового пения. Казалось или нет — решать приходилось каждому слушателю самому. Но рисунок древней Тувы воссоздался на сцене посредством талантливых музыкантов. Ансамбль «Чиргилчин» исполнил песни, посвящённые оленеводам, табунщикам, песни-хваление живому, оригинальные частушки, которые поют женихи своим невестам.

Второе отделение было посвящено творчеству норвежской группы «Аджагас». «Аджагас» – одной из самых известных норвежско-саамских групп в мире. Музыканты исполняют йойк – оригинальную музыку в традиции своих северных предков, народа саами (лапландцев). Йойк считается одной из древнейших форм музыки в Европе. Музыканты этого жанра знают, что йойк специально сочинить нельзя – эта музыка приходит сама, воплощаясь в изящных монотонных звуковых узорах и особых повторяющихся ритмах. В культуре саамов наличие у человека собственного йойка играет столь же важную роль, как и наличие имени. Йойк часто не является песней о ком-либо или чём-либо, он передаёт «сущность» того человека, который поёт, или предмета, о котором поётся.

Музыканты «Аджагас»:
Лоура Сомби — вокал, йойк.
Сары Мариэль Гауп — вокал, йойк.
Espen Elverum Jakobsen — гитара.
Åsmund Wilter Eriksson — бас.
Petter Marius Gundersen — труба, банджо.
Aleksander Kostopoulos — перкуссия, барабаны.

Уникальное пение сочеталось с привычными инструментами, но при это не теряя своего истинного звучания. Для йойка характерен особый ритм, повторяющийся на протяжении всей песни одних и тех же, красиво звучащих мелодий. Лоура и Сары пели, балансируя между гипнозом и вниманием, чтобы оторваться от мелодии было невозможно. Можно сказать, что им удалось выполнить эту задачу. Часть исполненных йойков была написана участниками группы.

Неудивительно, что фестиваль был назван в честь северного сияния. Это природное явление наблюдается в любой точке северной широты. Северное сияние объединяет под своим куполом всех без деления на страны и национальности.

Факт#4: Следующий раз будет обязательно.

Ольга Ермакова, специально для MUSECUBE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.