То, чего и нет

15975850905_0c35b02e8f_bСольные концерты бессменного лидера группы «АукцЫон» Леонида Фёдорова в Петербурге случаются с проигрышной по сравнению с Москвой частотой, однако с завидной для большинства других городов регулярностью. Очередное выступление 7 августа 2015 г. состоялось на этот раз не на привычных клубных сценах, а в стенах музея современного искусства «Эрарта», который давно зарекомендовал себя как одна из многофункциональных площадок города. Здесь, помимо постоянной экспозиции и выставок, можно увидеть спектакли современных театров, услышать музыку современных композиторов самых различных жанров, сходить на лекции или в кино – одним словом, творческая территория искусства современности практически во всех его проявлениях.

Насколько тяжело рассказывать про концерты Фёдорова тем, кто на них не был, настолько же бессмысленно тем, кто на них был. Первым все равно будет непонятно, вторым – все и так давно ясно. Об уникальной атмосфере на концертах, шаманизме и колдовстве голоса Фёдорова, который умеет уводить в туннели и глубины подсознания и заставлять видеть «то, чего и нет», за эти годы не написал (сказал, подумал) разве что ленивый (о тех, которым непонятно, речи не идет). Удивительно, с какой невероятной скоростью самые точные словесные дефиниции превращаются в малозначащие штампы, если их беспрестанно повторять. Однако, как в каждой шутке есть только доля шутки, так и набившие, казалось бы, оскомину, формулировки не теряют сути, которая с годами и частотой употребления одних и тех же слов не меняется: самое близкое определение фёдоровским концертам – запредельность. И она никуда не исчезает.

То ли дело в каком-то особенном «музейном» духе, то ли просто так звезды сложились августовским вечером, но сольник в «Эрарте» показался и длиннее, и насыщеннее, чем обычно. Содержательная часть, как всегда, вместила в себя невместимое, сочетая несочетаемое – Введенского с «Гражданской обороной», Волхонского и Хвостенко с «Полковником и однополчанами» на основном фоне волшбы Озерского. Музыка и голос Фёдорова – единственное, что превращает эту столь же великолепную, сколь и разношерстную компанию в нечто цельное в пространстве и времени. Способность видеть «то, чего и нет» – не фигура речи, но редкий дар, которым музыкант не только наделен сам, но и каким-то непостижимым, наверняка, даже для него самого образом способен сделать сопричастным этому дару каждого, кто находится в зале. Принять его или нет – зависит от желания каждого отдельно. И от способности. Она либо есть, либо нет. Но это уже совсем другая история.

На этом концерте публика в редкие моменты вдруг становилась единым организмом, как большой оркестр, улавливающий каждый жест и звук своего дирижера. Стандартное хоровое исполнение «Заведующего» поразило в этот раз коллективным следованием за малейшими интонационными нюансами Фёдорова: пока он держал piano на словах «Кто дома? А дома я», зал давно знакомый текст практически шептал, не сводя глаз со сцены. Старые песни подхватывались с первых аккордов, а новые слушались с такой невероятной собранностью и включенностью в процесс, что создавалось полное ощущение какого-то таинства.

Трансовое состояние песен «Волны те» и «Возле меня» сменялось безудержной «Птицей» и любимой «Сиротой», «Грусть-печаль» разбавлялась «Музыкой моей», «Сонь» и «Португальская» уводили в сновиденные заросли, «Гость на коне» и «Сын» – в заводи бесконечности.

Сколько ни ходи на концерты Леонида Фёдорова, все мало. Сколько ни придумывай потом про них слова, все не те.

Но если вдруг пульсация собственного внутреннего ритма по каким-то неведомым причинам идеально совпадает с фёдоровской, то пиши пропало. Потому что это может значить только одно:

Быть на солнце,

Жить на солнце,

И уже никогда

Не вернуться назад.

Концерт в «Эрарте» не был каким-то уникальным явлением в череде концертов Фёдорова: струны, как всегда, рвались, гитары менялись, слова забывались и вспоминались, люди пели и молчали, танцевали и улыбались. Хотя бы день, хотя бы час – радуясь.

Сет-лист концерта.

«На краю»

«Сонь»

«И день, и ночь…» (песня новая, точное название пока неизвестно)

«Музыка моя»

«Льет дождем июнь»

«Грусть-печаль»

«Всё, как у людей» («Гражданская оборона»)

«Лампа»

«Летел и таял»

«Холода»

«Птица»

«Надо мной»

«Мотыльки»

«Волны те»

«Гость на коне»

«Радуясь»

«Я на солнце»

«Думай про меня»

«Шел мужик» («Полковник и Однополчане»)

«Португальская»

«Голова-нога»

«Возле меня»

«Сирота»

«Заведующий»

«Сын»

На бис:

«Душа»

«Домой»

Немыкина Елена специально для MUSECUBE
Фото : Антон Ворожеев


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.