В стиле Унца-Унца

Накануне 8 марта всех петербургских дам (впрочем, как и мужчин) ждал поистине подходящий случаю сюрприз. В Петербург на сцену клуба А2 в очередной раз приехала полюбившаяся группа сербских балагуров, провокаторов и хулиганов, талантливых фолк-рок музыкантов «The no smoking orchestra» во главе с культовым режиссером Эмиром Кустурицей.

Звездные гости по-звездному опоздали – публика в нетерпении прождала чуть меньше часа. Однако ожидания музыкантами были окуплены сполна – они дали такой феерический концерт с переодеваниями, фокусами, шутками, акробатическими номерами, физкультурными упражнениями, а главное тоннами вкусной, зажигательной музыки, что раскачали Питер на всю неделю вперед. Неравнодушными остались даже законченные циники и интеллигенты.

Для начала быстро познакомимся с главными действующими лицами, чтобы не осталось иллюзии, будто вся группа – это один лишь режиссер Кустурица. На сцену сияя и расточая позитив, врываются восемь взрослых мужчин, многим из которых уже давно за 50, и начинают скакать козлом, бегать на месте, носиться по сцене, разыгрывать друг друга и зал, плясать под свои же цыганские ритмы, вообщем, выписывать такие коленца, что устоять просто невозможно.

«Некурящий оркестр» в этот раз приехал в слегка видоизмененном составе. Перед нами на сцене…

Деян Спаравало, скрипка. Безмерно радостный и энергичный человек. Виртуоз и любитель джаза. Скрипичный талант у Деяна прослеживался еще с пяти лет, когда он, будучи маленьким мальчиком, играл, стоя на табурете, на родительских праздниках. Если верить шутке Кустурицы, Спаравало – объект мечтаний Цирка дю Солей. Не удивительно, ведь он может играть сложнейшие партии с закрытыми глазами. Да что там, с закрытыми… Он сыграет, запрокинув скрипку за голову, вставив смычок в рот или заправив в ботинок Эмира. А если смычок придет в негодность из-за избытка эмоций – не беда, на скрипке можно играть и руками, и зубами, и ушами – чем угодно.

Ивица Максимович, гитара. Грустная история. С детства музыкант мечтал полететь в космос, но врачи запретили ему и думать об этом. От печали он стал писать музыку, что, впрочем, поклонникам только на руку.

Глава Марковски, бас-гитарист и Дон-Жуан. «Одинокие дамы, берегитесь», — в шутку или всерьез предупредил Эмир. А вообще, Глава – умен и начитан, потому и имя такое.

Нешо Петрович, саксофон. Любитель джаза, учился играть национальную музыку в кабаках и ресторанах Сараево и Белграда. Взялся за сакс под впечатлением от игры на этом инструменте Роберта Де Ниро в фильме «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Украшает музыку «Оркестра» красивейшими партиями в духе Джона Колтрейна и Чарли Паркера.

Горан Попович, труба. Могучие легкие, способные родить музыку в любом духовом инструменте, что и способствует экспериментам. На питерском концерте, например, присутствовала туба, придавшая балканским ритмам еще более яркий колорит.

Зоки Милошевич, аккордеон. Любитель разбирать и собирать, когда нервничает, инструменты, а также самостоятельно мастерить для них кофры. Большой романтик, всегда в белом и при шляпе. Обладатель на удивление сильного голоса и самых быстрых пальцев.

На ударных в этот раз не было Стибора Кустурицы, сына режиссера, но его регги-пристрастие сохранилось в некоторых песнях.

Ну и, наконец, сам маэстро Кустурица, о котором не нужно ничего говорить. Его имя говорит само за себя. А между тем, шоу начинается.

Сразу сказать, в каком именно стиле играют «The no smoking…» невозможно. Это адская солянка из балканских, румынских и цыганских народных мотивов, помещенная в контекст современной панк-рок музыки, с элементами итальянских оперетт и турецких маршей, с русскими, сербскими, английскими и немецкими текстами и обработанными симфониями Моцарта и Мусоргского, под лихие пляски исполнителей.

Единого стиля в таком разностороннем коллективе просто не могло появиться. Однако «конгломерат безумцев» (прим. автора – метафора фронтмена группы Доктора Нелле Карайлича) работает как идеальный часовой механизм. Слияние стилей не выглядит безвкусной  какофонией, а, напротив, звучит гармонично и свежо, цельно и самобытно. Потому и подходит, как для сопровождения в фильмах Кустурицы, так и для оторванного от видеоряда представления. Как предупреждает песня – «Its Unza Unza Time…».

Кстати,  на этом концерте в отсутствие лидера группы Доктора Нелле, за вокал взялся сам Эмир. В дуэте с Деяном Спаравало и, иногда, Зоки Милошевичем, они творили музыкальный хаос под любимые песни из фильмов «Черная кошка, белый кот», «Время цыган», «Андеграунд» и «Жизнь как чудо», а также из альбомов «Unza Unza Time» (2000) и «The Best of Emir Kusturica and The No Smoking Orchestra» (2009). Деян в черной мантии то ли академика, то ли волшебника, сверкая тощими лодыжками, вальсировал по сцене, яростно играя на скрипке. В это время Эмир, размахивая барабанной палочкой на манер дирижера, руководил ребятами, а музыканты то и дело перебрасывались пародийными шутками, не забывая скакать как каучуковые мячи.

Спаравало традиционно разыграл коронный трюк с переодеванием – была натянута ширма, из-за которой он выходил в течение нескольких секунд, не останавливая игры, меняя цвет туник из желтого в красный, а затем в синий и так далее. Также они с Кустурицей посоревновались в мастерстве, играя гитарой и скрипкой на гигантском импровизированном смычке, который держали, выбранные из зала девушки. И все сопровождалось провокационными выкриками, типа «F*ck you, MTV» и «Votka. Mnogo votka, Vasja, Vasja, F*ck you», которые с энтузиазмом подхватывались публикой в зале.

Не забыли музыканты и про особый подарок на восьмое марта – танцы с фанатками. Вообще-то, вызывать поклонников на сцену уже стало традицией, но именно на этом концерте девушки поднимались к группе трижды, чтобы вместе пройтись вразвалочку, поплясать, побегать гуськом, побоксировать и даже поотжиматься от пола, что Эмиру, к слову, далось несравненно лучше.

Несмотря на такую честь – оказаться рядом с великим режиссером и не менее талантливыми его коллегами, выйдя на сцену, по ощущениям, не кажется, что свершилось чудо, равное солнечному затмению. Только на концерте «Оркестра» каждый человек в зале чувствует, будто собралась большая семья – приехали чудаковатые дядюшки с далекой, но родной Сербии показать свое мастерство. Чувства, что ты, находясь на сцене, «допущен до тела» гения мирового кинематографа, нет никакого. Чего уж там – Кустурица на российской стороне, как найденный, в трениках с отвисшими коленями и спортивной футболке, в кроссовках, кажется, «Adidas», благодушно подставляет для поцелуев щетинистую щеку.

Впрочем, не отвлекаясь от дела, Эмир объявляет очередную песню. В этот раз он и вокалист, и гитарист, и конферансье в одном лице – выглядит бодро и более активно, чем обычно. Нужно отметить, что всегда остающийся в стороне, присутствующий больше для моральной поддержки, и мало играющий сольные гитарные партии Кустурица, в этот раз был, если не в эпицентре, то в его радиусе точно. Хотя и пел, и играл он не столь сильно, как остальные музыканты, зрители не остались разочарованы или хоть сколько-нибудь равнодушны. В конце концов, он в «The no smoking…» не для этого, а для создания духа Унца-Унца, который без него невозможен.

Этот дух в каждой песне – и в зажигательном «Upside down», где в ход идут все возможные инструменты от внушительной тубы, до маленькой казу, и в красивой музыке «Moldavian song», которая благодаря сексуальному саксофону и атмосферному аккордеону, неожиданно переносит нас из югославской деревни прямо на улицы Монмартра.

Кто-то жаловался однажды, что репертуар «Некурящего оркестра» не меняется. Возьмите трек-лист концерта хоть 2009 года, хоть более ранних лет, вы найдете там неизменные композиции. Энергичный «Pit bull», исполненный на этот раз в стиле турецкого поп-дэнса; панк-версия «Meine Stadt», знакомая по сцене, вытягивая гвоздя ягодицами из фильма «Черная кошка, белый кот»; а также скабрезная и ироничная песня про неудачника и лопуха Ромео «Was Romeo really a jerk». Это все действительно так – список музыкальных номеров группы меняется редко и незначительно. Но что за концерт Кустурицы и Co без традиционного трюка с вращающейся бас-гитарой под песню «Wanted man» или привычных дуэлей скрипки и казу под «Daddy don`t ever die on Friday»?

Более того, есть одна песня, которая, кажется, никогда не надоест российской публике — «Bubamara». Здесь настало время для ответного сюрприза – выяснилось, что многие поклонники знали ее наизусть и с удовольствием, без подсказки, подпевали Зоки Милошевичу. Сербско-российская «Bubamara» в качестве кульминации удалась на славу – зрители еще долго не отпускали музыкантов, снова и снова приглашая на бис.

Однако всякому празднику приходит конец. Но петербургские поклонники уходили в тот вечер с легким сердцем. Они уверены на сто процентов — Эмир и «The no smoking orchestra» еще не раз вернутся. Режиссер очень любит нашу страну, и эта любовь давно взаимна. Ведь если и есть музыкальный стиль, настолько близкий российскому духу и темпераменту, то это, однозначно, стиль Унца-Унца.

Ксения Щербакова, специально для MUSECUBE

Фотоотчет Зои Смирновой смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.