Всем дождям назло в «Руинах» звучала музыка Гершвина

24 сентября, обычный за последнее время вечер в Москве – снова дождь, пронизывающий ветер, люди, спешащие быстрее оказаться в тепле и комфорте. Однако для некоторых плохая погода совсем не повод отказывать себе в культурной программе.

Этим вечером желающие могли кто впервые ознакомиться, а кто вспомнить любимые мелодии из произведений Джорджа Гершвина, заглянув на концерт Камерного Оркестра KREMLIN. Коллектив известен не только своими интерактивными выступлениями, но и весьма необычным выбором площадок для концертов. Чтобы послушать оркестр, например, приходилось и спускаться под землю в Бункер-42 на Таганке или в метро в рамках «Ночи в музее», и покататься на теплоходе, побывать на разных причалах и набережных Москвы, посетить разнообразные музеи (Дарвиновский, Московский музей современного искусства, Государственный Музей А.С. Пушкина, геологический музей им. Вернадского), а также бывший хлебзавод, католический Храм Святого Людовика Французского. В этот раз концерт проходил практически в нескольких минутах ходьбы от Кремля – музее архитектуры им. А. В. Щусева. Но местом проведения вечера стало отнюдь не главное здание музея, а флигель «Руина». Уже на подходе к зданию стало ясно, что реставрация здесь не проводилась, а, возможно, и не предвидится даже в будущем. Попав внутрь, окончательно понимаешь, что название флигеля реально отражает его состояние, оно на самом деле больше напоминает руины, только немного облагороженные: старые лестницы, перила, с облупившейся краской и трещины-зазоры между ступенями, через которые виден нижний пролет, обветшавшие стены.

Посетителям, которые пришли с запасом времени до начала концерта, смотрители музея устроили небольшой экскурс в историческое прошлое здания. Данное строение является одним из служебных флигелей усадьбы Александра Федоровича Талызина – тайного советника и генерал-поручика времен правления Екатерины II. Первый этаж (самая старая часть) использовалась под конюшни, также здесь было каретное помещение, а позднее надстроены еще два этажа. Уже в XIX веке усадьбу продали саратовским помещикам Устиновым, а потом ей владела Казенная палата. Какое-то время в зданиях размещались разные партийные организации, но уже после Великой Отечественной войны усадьба Талызиных была отдана под музей. Интересной информацией стал факт, что данная усадьба описывалась в качестве дома Пьера Безухова у Л.Н. Толстого в романе «Война и мир». Далее, чтобы продолжить знакомство с флигелем, было предложено подняться на второй этаж, где располагаются экспозиции музея и, собственно, основное пространство, оборудованное под своеобразный зал, в котором и должен был проводиться концерт. Поднявшись на третий этаж, попадаешь фактически под крышу здания. По одной из стен выложен неширокий настил из досок, который формирует некое подобие балкона над вторым этажом, причем, вот он, прекрасно виден сквозь несущие балки, так как пола здесь не предусмотрено. Зато есть несколько подвешенных экранов и проекторов, а у стены располагаются стулья для просмотров видеоинсталяций.

Те отважные, которые сумели преодолеть погодную стихию, были вознаграждены возможностью в прямом смысле ощутить вкус Бразилии и Эфиопии, благодаря горячим и ароматным напиткам от «Монтана Кофе». Отогревшись, за стаканчиком кофе среди посетителей начались разговоры о программе вечера, будущих концертах, завсегдатаи, встретив кого-то из музыкантов оркестра, интересовались, удачно ли прошло недавнее выступление под Сергиев-Посадом. И вот, наконец, слушателей приглашают занять свои места, а с первого этажа о скором начале возвещает первый звонок. Все, как и положено в именитых залах, с той лишь разницей, что «звонок» осуществляется с помощь небольшого колокола с гравировкой.

Этим вечером в программе оркестра KREMLIN были произведения Джорджа Гершвина в переложении для струнных. Гершвин – один из композиторов, внёсший большой вклад в развитие американской музыки, сделавший ее доступной для всего мира.

Первым исполнили произведение «I’ve got rhythm» из мюзикла Girl Crazy (1930), которое впоследствии стало одним из джазовых стандартов. Затем последовало исполнение «Колыбельной», которую Гершвин писал специально для струнного квартета. Здесь всех немного взбодрил Миша Рахлевский: «Не спать! Мы с вами скоро согреемся». Далее прозвучали пять песен из различных мюзиклов: «He loves and She loves» из Funny Face (1927), «Fascinating Rhythm» из Lady, Be Good (1924), «Do It Again» из The French Doll (1922), «Clap Yo’ Hands» из Oh, Kay! (1926), «Sweet and Low Dow» из Tip-Toes (1925). Большую часть оригинальных песен Джордж Гершвин создал совместно со своим старшим братом Айрой, который написал для них слова. В продолжение концерта были исполнены восемь фрагментов из оперы «Порги и Бесс», конечно же, не обошлось без самой узнаваемой «Summertime» – колыбельной Клары.

Данное выступление для оркестра стало завершающим из цикла «Для тех, кто в городе» и слушателям, которым посчастливилось посетить один из предыдущих концертов, уже было известно, что в конце всех ждет небольшой сюрприз. Данные концерты состояли из двух частей: первая часть – из произведений для оркестра, вторая – для оркестра с солистом. Этим вечером приглашенным гостем стала Ирина Сидорова, которая владеет очень необычным инструментом – Steel Drum или, как его еще называют, карибским мелодическим барабаном. Однако с барабаном его роднит только похожая форма и то, что на нем играют с помощью палочек, а по звучанию инструмент ближе все-таки к металлофону, только круглому. За счет небольших выпуклостей внутри самого барабана звук получается довольно объемным, а напоминать по звучанию он может самые разные инструменты. Первым было исполнено произведение Антонио Вивальди из цикла «Времена года» — Зима, часть вторая, январь (Largo). Продолжилось знакомство с новым инструментом музыкой Аркадия Островского – «Спят усталые игрушки». В завершение прозвучал торжественный «Свадебный марш» Феликса Мендельсона, а музыканты заслуженно получили аплодисменты и благодарность публики.

Уже на выходе из «Руин» зрители стали делиться впечатлениями о прошедшем концерте и размышлениями, где и какой программой в следующий раз всех удивит KREMLIN. Но особенно всех порадовало, что после трех колыбельных дождь, наконец-то, немного успокоился.

Елена Пенкина, специально для MUSECUBE
Полный фотоочтёт автора здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.