Яркий восход безмолвного солнца

4 марта, в те самые минуты, когда в Москве закрылись избирательные участки, в помещении «Шоколадной фабрики» давала концерт группа Pervoe Solnce. Это уникальный инструментальный проект, созданный виброфонистом Владимиром Голоуховым.

Когда-то, несколько лет назад, я зацепился где-то в сети за эту фамилию. Не просто так, разумеется, готовя материал про «Неприкасаемых», с которыми Владимир только-только начинал сотрудничать. Но когда почти год назад я дозрел до похода на концерт проекта, что-то в последний момент этому помешало. Скорее, даже не помешало, а остановило: после прослушивания записей, найденных в интернете, создалось впечатление излишней сложности и абстрактности музыки.

И вот, спустя год, переслушанный заново материал не кажется таким уж страшным. Pervoe Solnce – многолюдный коллектив, но они заполняют в прямом смысле собой не только сцену, всё жизненное пространство вокруг заполняется их многослойностью, их полифоничностью, а потому, кажется, им просто-таки противопоказано выступать в маленьких замкнутых помещениях. «Шоколадная фабрика» — это, конечно, совсем не клуб. Скорее, это арт-пространство, в котором возможны любые эксперименты, любые инсталляции и фокусы. Помещение какого-то цеха, которое снимает покинувшая краснооктябрьские стены «Шоколадная фабрика», даёт на удивление хорошую акустику. И такое пространство, возможно, лучше, чем, какое бы то ни было другое, подходит для подобных концертов. Такие многолюдные составы, тем более исполняющие столь необычную и, очевидно, некоммерческую музыку, – большая редкость, и тем ценнее их нечастые выступления.

Основа программы – выпущенный в конце 2010 года первый альбом «Точка зрения». Собственно, и концертная программа имеет такое же название. Состав музыкантов с тех пор изменился. Отчасти изменилась и концепция: сейчас в коллективе только акустические инструменты или, по крайней мере, их электронные заменители, электрические гитара и бас остались в прошлом, что сделало Pervoe Solnce ещё более не похожим ни на что вокруг, чем прежде. Но осталась незыблемой основная идея проекта — совмещение в единое целое, казалось бы, несовместимых идей и инструментов. Именно такой замес даёт необычный яркий саунд, погружая слушателя в атмосферу динамичного изящного мелодизма. При этом пьесы – это зарисовки, зачастую незаконченные фрагменты, это мысли вслух, это думы, хоть и невысказанные вслух, но прожитые всем сердцем, это ощущения. Каждый ловит и чувствует в музыке Голоухова что-то своё, но по окончании бессмысленно делиться впечатлениями, потому что вполне определённо и связно удаются лишь восхищённые междометия, ведь, как признаётся сам автор, «заложенный в пьесы смысл зачастую не известен и самим исполнителям».

Голоухов не считает себя в полной мере композитором, ибо «настоящие композиторы работают с огромными музыкальными пластами», а Владимир и в музыке предпочитает, скорее, разговорный жанр, когда есть короткие реплики, когда чрезвычайно важна фразировка, когда есть внутренняя литература. Он, собственно, и говорит, даже предваряя композиции, очень литературно. Своим глуховатым вкрадчивым голосом Голоухов рассказывает о каждой пьесе: «В увлекательное путешествие может превратиться даже поход в магазин». Исполняется пьеса «В поход».

«Первый день лета»: звуки, призвуки, отзвуки, влекущие, манящие, обволакивающие и затягивающие. Вначале медитативно расслабленные, потом динамично-напряжённые.

В музыке Pervoго Solncа есть что-то от академической классической музыки, что-то от джаза и даже авангарда. В одной пьесе могут сочетаться и почти баховская полифоничность, и неожиданность истинно авангардных диссонансных созвучий. Всё это происходит на фоне агрессивной джаз-роковой ритм-секции (Пётр Ившин – барабаны, Денис Шушков — контрабас), классической гитары Сергея Урюпина, а также дополняющих друг друга напряжённо меланхоличного аккордеона Алексея Соколова и динамично-бликующего виброфона. Впрочем, что значит, дополняющих? Это в традиционной классической музыке виброфон задвинут на второй план, здесь же он едва ли не основной инструмент. Как и аккордеон, который, сродни бандонеону, держит ритм, одновременно солирует и отходит в тень, аккуратно уступая роль первой скрипки классической виолончели Дарьи Ловать и откровенно боповой трубе Дмитрия Савина. Pervoe Solnce – исключительно инструментальная музыка. Здесь даже голос Дарьи Ловать становится всего лишь инструментом. Слова были бы излишни и чересчур навязчивы. Первое солнце восходит хотя и ярко, но безмолвно.

Текст: Андрей Ордальонов
Фото: Кирилл Видеев
Полный фотоотчёт здесь.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.