1900: жизнь величиной в 88 клавиш рояля

«Не успокаивайся до тех пор, пока у тебя не появится хорошей истории
и человека, которому ты сможешь ее рассказать.»

Олег Меньшиков

3 и 4 декабря в Национальном Академическом Музыкальном Театре Минска с аншлагом прошел моноспектакль московского Театра имени Ермоловой «1900». В основу постановки легла пьеса итальянца Алессандро Барикко «Новеченто» о гениальном пианисте по имени 1900, который всю свою жизнь провел на корабле, курсирующем между Европой и Америкой, рассказанная его другом-трубачом. Режиссер и главный исполнитель спектакля – Олег Меньшиков.

Олег МеньшиковВ глубине едва освещенной сцены сидит в задумчивости человек в шляпе и пальто, мгновенье, и вот он уже рядом со зрителем, сидя на стилизованной карме корабля, наигрывает на миниатюрном пианино грустную мелодию – так герой, трубач Туни, от имени которого происходит рассказ, впервые появляется на сцене. И начинается история о жизни необыкновенного человека, всю жизнь прожившего на борту корабля, и так никогда и не спустившегося с него на землю.

На океанском лайнере «Вирджиния» матрос Дэнни Гудманн находит малыша-подкидыша в коробке из-под лимонов. Он решает оставить мальчика и вырастить его, дав ему необычное замысловатое имя «Дэнни Гудманн Т. Д. Лимон 1900-й» (собственное имя + надпись на коробке, в который был найден младенец + год рождения). Не имея никаких документов, не существуя по закону, мальчик в тайне от всех рос на корабле, обучился игре на пианино и, имея природную чуткость, внимательность к мелочам и удивительную фантазию, превратился в гениального музыканта, способного передавать красоту и чудо жизни через волшебное звучание клавиш рояля. Никогда не спускаясь с палубы корабля, Тысячадевятисотый слушал рассказы пассажиров о жизни в других краях, о судьбах, приключениях, радостях и печалях, впитывал в себя масштабность и глубину мира вне корабля, однако так и не решился пошатнуть равновесие своего глубоко одинокого внутреннего мира гения шагом в реальную жизнь. Непростое философское произведение Алессандро Барикко заставляет задуматься о хрупкости внутреннего перед внешним, об одиночестве внутри себя, о драматизме боязни быть непонятым и непринятым.

Напряженность и заданный высокий темп спектакля не дают ни минуты для отдыха, Олег Меньшиков полтора часа играет в режиме нон-стопа, виртуозно перевоплощаясь из образа в образ, переходя из комических сцен в драматические. Сумасшедшая энергетика, артистизм, гениальность перевоплощений в персонажей рассказа: трубач Туни, матрос Дэнни Гудманн, сам 1900-й, джазовый пианист Джелли Ролл Мортен. И это не просто сыгранные роли – это еще и характерные голос, манеры, стиль. Нельзя не отметить и изящество движений артиста в исполнении танцевальных па.

Олег МеньшиковНасыщен и антураж спектакля. На протяжении всего действия на сцене играет живое трио музыкантов: рояль, контрабас и ударные. Хочется отметить, что в процессе спектакля звучит и музыка одного из героев, именитого джазового музыканта Джелли Ролла Мортона.

Интересно выглядит оформление сцены в моменты эпизодов с маленьким роялем в ящике с подсветкой, шторма на корабле со стилизованными волнами, поднятие задника корабля в момент монолога 1900-го о жизни и смерти, появляющиеся макеты людей-пассажиров лайнера.

Ярко и запоминающееся выглядит сцена знакомства трубача Туни с Девятисотым во время шторма на палубе корабля: над сценой раскачивается пианино, безмолвный 1900-й, бесстрашно стоящий на нем в момент бури, приглашая прочувствовать мощь океана в такую минуту и насладиться своеобразным танцем со стихией.

Не менее интересной становится и сцена музыкальной дуэли корабельного музыканта со знаменитым джазменом: Олег Меньшиков не только раскрывает образы героев, но и гениально передает и атмосферу салона, и эмоции публики, и определенный комизм реплик.

Интересное решение было найдено и для сцены, когда 1900-й решается сойти на берег с корабля для того, чтобы увидеть реальный мир: шаг, второй, третий и замирание, даже зависание, в прямом смысле этого слова, над сценой. А затем снова шаг, второй, третий уже в направлении возврата на корабль.

Ну и конечно нельзя не отметить глубину и драматизм финальной сцены спектакля. Трубач Туни поднимается на борт «Вирджинии», которую вот-вот должны взорвать, повсюду ящики с динамитом. Звучит невероятный мощный звук. Словно звук прощального колокола, отбивающего последний вздох корабля и подводящий финальную черту жизни музыканта. Задник сцены поднимается вверх, почти вертикально, а на переднем плане Олег Меньшиков от лица Девятисотого произносит финальный монолог о жизни и смерти. И вот уже последняя стилизованная волна «смывает» тело музыканта.

Олег МеньшиковО своей работе над этим спектаклем, Олег Меньшиков сказал так: «Никогда раньше не представлял себя в жанре моноспектакля. Не знаю, почему, но эта потребность вдруг возникла. Я начал искать материал, но безуспешно. Приходили и уходили драматурги, время шло, я впадал в отчаяние, терял веру, даже хотел отказаться от этой идеи, но она не отпускала. Конечно же, я мечтал, чтобы пьеса была написана для меня и, как говорится в театре, «под меня». И вдруг, в один, как я сейчас думаю, прекрасный день, мне в руки попала эта книга. Совсем-совсем другая история, нежели представлялась в начале поиска, но она пленила меня, пленила совершенно… Ну, а дальше началась работа…». Что ж, Олег Евгеньевич, я думаю Вам все удалось! Браво!

Татьяна Фещенко, специально для MUSECUBE
В публикации использованы фотографии с официального сайта Театра имени Ермоловой


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.