Абсолютное зло на сцене Театра на Трубной: премьера «Свадьбы Кречинского»

Фотография автора

Люди не любят мошенников, очень не любят. Но обожают слушать о них истории. Книжные мошенники обаятельны, умны и притягательны и вызывают несомненную симпатию зрителей. Чего только стоит история Остапа Бендера? Признайтесь, вы сейчас тоже о нём сразу подумали?

Книги, кинематограф и, конечно же, театры, наперебой спешат рассказать нам о мошенниках. Театр на Трубной решил продолжить эту традицию, вот только речь в спектакле пойдёт о мошеннике другого рода – «воплощённом зле», как сказал режиссёр спектакля, художественный руководитель театра Дмитрий Астрахан.

По уже сложившейся традиции Театра на Трубной был организован пресс-завтрак, на котором презентовали любопытную будущую премьеру: спектакль «Свадьба Кречинского» по комедии Александра Сухово-Кобылина, написанной в 1854 году. Премьера спектакля состоится 29 и 30 ноября.

На пресс-завтраке присутствовали:

  • Дмитрий Астрахан – художественный руководитель Театра на Трубной, режиссёр спектакля «Свадьба Кречинского»;
  • Александо Мохов – заслуженный артист РФ, исполнитель роли Муромского;
  • Родион Вьюшкин – исполнитель роди Кречинского;
  • Татьяна Горбунова – дебютантка, исполнительница роли Лидочки.

Два с половиной года назад Дмитрий Астрахан стал художественным руководителем Театра на Трубной. С тех пор репертуар театра изменился, на его сцене появились произведения русских и зарубежных классиков. Как известно, классические произведения – лучшие в своём жанре. Режиссёр признался, что на выбор пьесы для постановки влияет прежде всего то, насколько текст его затронул.

Поскольку сборы, которые делает театр, только увеличиваются, билеты раскупаются, театр идёт верным курсом. Для конкретики отмечу, что посещаемость театра повысилась на двадцать пять процентов, а сборы на восемьдесят (!) процентов. Такой рост впечатляет!

«Мы угадываем зрительские запросы. Глупо отрицать, что театр существует для зрителей, – поделился Астрахан. – Сам по себе в отрыве от действительности театр существовать не может. Если театр не интересен зрителю, то его существование бессмысленно».

Вот зрители и голосуют как ногами, так и рублём.

Так что с репертуаром? Вы можете увидеть пьесы великих драматургов, таких как Островский, Лопе де Вега, Уолтер Брэндон Томас, Флориан Зеллер и другие. Всего за время своей недолгой работы в театре Дмитрий Астрахан поставил уже десять пьес. И вот теперь пришла пора Александра Сухово-Кобылина.

Во времена Сухово-Кобылина достаточно распространённым классическим сюжетом считался следующий: несчастные молодые влюблённые собираются пожениться, а старик им мешает. Этот сюжет ходу был в ходу ещё в так называемых комедиях дель арте (итал. commedia dell’arte), или комедиях масок — когда у артистов, одетых в маски, была короткая сюжетная схема (молодость vs. старость), основная канва, а сам спектакль создавался методом импровизации. Ставили такие пьесы обычно уличные театры. Известный персонаж Пантолоне и воплощал в себе образ того самого старика.

С тех пор этот сюжет так и кочевал из водевиля в водевиль, из пьесы в пьесу. Подобный сюжет мы видим даже у Островского. Но Сухово-Кобылин «перевернул доску», начисто изменил существовавшее в то время представление о подобных пьесах.

Прежде чем перейти к рассказу о собственно прорывном изменении, замечу небезызвестный факт: Сухово-Кобылин придумал сюжет своей первой и самой популярной пьесы, сидя в тюрьме. Его обвиняли в убийстве любовницы Луизы Симон-Деманш. Писать он начал только для того, чтобы отвлечься от мрачных мыслей. Семь долгих лет драматург находился под следствием и судом, пятерых его крепостных запытали до такой степени, что те вынуждены были дать показания против своего господина. Впрочем, больше улик не было. Тем не менее, Сухово-Кобылин был близок к каторге. Ему пришлось потратить едва ли не всё своё состояние, чтобы доказать невиновность. И даже когда его оправдали, в светском обществе ещё долго ходили порочащие писателя слухи. Более того, биографы драматурга спорят об этом преступлении до сих пор, но большинство всё же склоняется к тому, что он был невиновен.

Итак, пьеса была написана в 1850-1854 годах и наделала много шуму. Кстати сказать, «Свадьба Кречинского» – часть трилогии «Картины прошедшего», в которую помимо первой части входят «Дело» и «Смерть Тарелкина». Но «Свадьба» стала любимицей, одной из самых востребованных русских репертуарных пьес.

И вот почему. Александр Сухово-Кобылин первым «нащупал», поймал жанр триллера. Он показал вроде бы всю ту же самую традиционную историю с двумя влюбленными и стариком, вот только внезапно выяснилось, что влюблённый – негодяй. А отец уже не Пантолоне, а фигура, вызывающая наше сочувствие: он хочет спасти свою дочь.

За аферистами, которых видели до Кречинского, не стояло этой самой настоящей жути, воплощённого абсолютного зла.

Кречинский – гениальный манипулятор, который может втереться в доверие, быть простым, близким к людям, говорить с ними на одном языке, делать вид, что любит то же, что и его собеседники, может спекулировать на благородстве и оскорблённом достоинстве. Он совершенно гениально управляет людьми, использует их в своих интересах.

Вот этот образ настоящего воплощённого зла и доверили сыграть Родиону Вьюшкину. Артист рассказал, что любит сложные, неоднозначные задачи и образы, а поэтому работать над пьесой было чрезвычайно интересно. Для того, чтобы создать образ настоящего афериста, Родион прочитал массу дополнительной литературы. В частности, он узнал, что шулеры раньше ходили по дому в перчатках, чтобы сохранить чувствительность кончиков пальцев.

Заслуженный артист Александр Мохов, которому предстоит сыграть отца Лидочки, предупредил зрителей о том, что на спектакле их ждёт огромное количество самых разных эмоций. Будет и юмор, но большинство сцен глубоко тронут за душу. «Ох и нарыдаемся!» – заключил артист.

В роли Лидочки дебютантка Татьяна Горбунова, выпускница ГИТИСа. Было очень трогательно видеть, как более опытные коллеги опекают и поддерживают Татьяну, которая призналась, что для неё большая честь и удача сыграть в таком серьёзном проекте.

На пресс-ланче вообще царила удивительная творческая атмосфера. Хотелось посмотреть спектакль тут же, не отходя от кассы. Увы, это было невозможно. Потому ждём премьеру!

Оксана Есипова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.