(Неу)дачники наших дней: привет из «Старого дома»

(Неу)дачники наших дней: привет из «Старого дома»
Использовано фото с сайта театра «Старый дом»

Гастрольные спектакли – всегда отличный шанс оценить ту или иную постановку, посмотреть которую по объективным причинам не было возможности.  Не так давно петербуржцам выпал шанс попасть на «Дачников» Никиты  Кобелева. Спектакль новосибирского театра «Старый дом» прошел в северной столице с огромным успехом. 22 и 23 ноября можно было увидеть эту масштабную работу, длящуюся почти четыре часа.

Строго говоря, «Дачники» (они же при нехитром очевидном рифмовании – неудачники)  – спектакль максимально о нас и для нас, и к постановке действительно неплохо бы прислушаться, приглядеться. Пьеса Горького взята режиссером за формальную основу, но переработанный драматургом Дмитрием Богославским текст уходит довольно далеко от первоисточника, вплотную приближаясь к нам, наполняясь актуальными сегодняшнему дню словами, мыслями, чувствами, ощущениями. Так делали не раз и не два, и привычная схема здесь не дает сбой. Первый акт, невзирая на осовременивание, старается держаться каких-никаких, но корней, во втором –  все уходит в максимально свободный отрыв, принимая форму язвительного психотерапевтического стендапа. Говорят действительно много: о главном, о больном, о полузапретном, о том, что мешает счастливо существовать. Все у героев не слава Богу, все не так, как надо. А рецепта на беззаботную жизнь ни у кого нет.

Режиссер Никита Кобелев отчетливо транслирует в спектакле весьма банальную, но все же  достаточно важную для очередного напоминания мысль: ничего не меняется. Может пройти двадцать-тридцать лет, может смениться век или даже наступить новое тысячелетие – одинаковые поднадоевшие проблемы все еще будут настойчиво преследовать человека. Вокруг нас такие же люди, такие же страдания, скучная круговерть бытия осталась прежней. Имена Влас или Калерия, конечно, давно стали раритетами, но вот тоска, одиночество, неустроенность все еще тянутся за нами невидимым шлейфом. Каждый пытается занять пустоту чем-то своим: колкими шуточками, показным беспокойством о детях, глянцевой картинкой семейной жизни, антидепрессантами, алкоголем, медитациями… Выберите ваш вариант, пожалуйста.

Счастье недостижимо – здесь это выглядит аксиомой, приветом от Капитана Очевидность  (в спектакле отдают должное важной в наши дни мемной культуре!). Поиск его абсолютно бессмысленен и безнадежен – все равно ничего не получится. Люди вне зависимости от пола, возраста и рода занятий лишь нагружают себя по жизни ненужными обязанностями, дутыми статусами, формальными привязанностями, пустыми ценностями. И невидимый тяжкий груз только портит их карму, припечатывает к земле, не дает вздохнуть полной грудью. Но, скажите на милость, у кого хватит духу начать новую жизнь, без всей этой внутренней грязи? Кажется, ответ очевиден и заранее предсказуем. Счастливого финала с освобождением от незримых оков не будет. Хорошо еще, что по краешку этой истории ходит аккуратно писатель, подсматривает, подмечает. Глядишь, у него новая книга сочинится-придумается, а там уже читатели разберутся, сделают выводы. «А жизнь — такова, какова она есть, и, больше, никакова», – так говорится, опять же, в одном популярном меме. Эта нехитрая упрощенная доморощенная философия и подытоживает все действие, лучше, пожалуй, и не сформулируешь.

Сильная сторона спектакля – яркие актерские работы, складывающиеся в гармоничный ансамбль. Интересно смотреть на Тимофея Мямлина в роли Власа, обращает на себя особое внимание Наталья Немцева в образе Марии Львовны, невероятно обаятелен Анатолий Григорьев, играющий писателя Якова Петровича Шалимова. Сценография постановки активно работает на ее ключевые смыслы, делая высказывание более зримым.

Но что же не так с «Дачниками» Никиты Кобелева? При всех заметных плюсах этого спектакля создается стойкое ощущение вторичности всего представленного в постановке, недостаточно глубокое раскрытие обозначенных тем и представленных персонажей. Например,  художественные фильмы и театральные работы популярного «Квартета И» уже с завидной регулярностью спекулируют на обсуждаемых в постановке проблемах, и «Дачники» с легкостью входят с ними в один ряд, не привнося ничего действительно оригинального и по-настоящему ценного. Топтание на одном месте, множественный пересказ коллективных травм, бесконечное обращение к негативному опыту 90-х – все это мы уже видели и слышали не раз. Постановка не позволяет себе быть острым бескомпромиссным высказыванием на злобу дня, пропитавшись духом конформизма. Но даже и при таких вводных данных «Дачники», по большому счету, оказываются достаточно любопытной работой, вызывающей бурный отклик у театральной публики. На каждый спектакль обязательно находится свой восторженный зритель, и этот случай – не исключение.

Марина Константинова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.