Алконост, молчаливая птица любви

обложка

Тот, кто ценит безопасность превыше счастья,
по этой цене её и получает.
Ричард Бах


В театре «Фольклорный центр Людмилы Рюминой» премьера – новый мюзикл известного композитора и певца Глеба Матвейчука. Молодые любители жанра уже протоптали дорожку в Фили благодаря проектам этого автора (он же режиссёр-постановщик) «Садко в подводном царстве» и «Алиса в стране чудес». «Алконост» тоже можно было бы назвать подробнее, но, согласитесь, добавить «в царстве мёртвых» — это, в сущности, спойлер. Тем более что история начинается вполне «за здравие».
Прежде всего, идя на спектакль, вам нужно отбросить предубеждения, если они у вас родились после просмотра сказок Матвейчука для детей и родителей, и непременно оставить дома сплин завсегдатаев Бродвея и Вест Энда. Тогда вы от души насладитесь ярким зрелищем, романтическим сюжетом и хитовыми мелодиями, которыми полон «Алконост».


Кстати, сама Алконост – вдруг кто не знает – девушка, младшая сестра богини Сирин. В мифологию вас окунают сразу: зачин, проецируемый на занавес, сообщает нам об изгнании из рая беспредельщика Велеса его братом Перуном; на сцене Жар-птица (точнее, птах) и Финист (разбитная чувиха… простите автору это устаревшее выражение – дух древних легенд всё ещё не выветрился, после трёх-то просмотров кряду), упоминают также и Гамаюн (фэтшейминг детектед). Запутанными отношения героев кажутся только в моём пересказе, в спектакле всё ясно и взаимосвязано от начала до конца, вероятно, благодаря тому, что он основан на оригинальном либретто, а не представляет собой парафраз-фантазии на темы классических произведений, где задача «впихнуть невпихуемое» накладывает на авторов вериги сюжетного монтажа.
По сути, «Алконост» — классическая «история взросления», в которой героине предстоит лететь навстречу соблазнам, испытать смертельную опасность, поддаться чувствам и пойти на самопожертвование ради любимого человека. Да, богиня полюбила смертного. В истории семейства, как выяснится, это систематическое явление. Понять девушку легко: в райском саду ужасно скучно. Ангелы (или голубки?) предаются неге и пребывают в нирване постоянного праздника. Неразлучная парочка Жар-птиц и Финист от безделья злоупотребляют нектаром (об этом поётся и танцуется много и вкусно, кто завидует — буфет рядом) и с энтузиазмом участвуют в вылазках подопечной на грешную землю.


В одну из таких экспедиций Алконост и встречает Его – героического Охотника, обаятельного брутала в татуировках и шкурах, так разительно непохожего на привычное ей окружение. Да ещё и готового на подвиг ради прекрасной бессловесной незнакомки (добавим в скобках – кто бы не? Красавица – и молчит!). Ибо Алконост нема от рождения: все свои чувства она выражает языком танца, и делает это так темпераментно и пронзительно, что слова совершенно не нужны – а чего мы не поймём, свита растолкует в два счёта.
Конечно же, запретная любовь становится предметом недовольства старшей сестры (исключительно по соображениям безопасности) – и объектом мстительного интереса снизу, из подземного мира мёртвых, где правит изгнанный Велес, которому давно надоело вымещать досаду на слугах – да и слуги, Чёрные Птицы, уже порядком потрёпаны постоянным мордованием. Как говорится, «и заверте». Будет ярко, будет жарко, героине предстоит совершить нелёгкий с точки зрения тех, кто никогда не любил, выбор…
В итоге всё кончится хорошо: большая любовь богинь при невольной помощи весёлых пьянчужек разрешается миром и благоденствием для сил добра. Да и силы «зла» тут, пожалуй, из тех, кто хочет-то навредить, а совершает, точно по классике, благо.


В спектакле принимают участие известные в жанре мюзикла Александр Суханов, Юлия Чуракова, Агата Вавилова, Антон Дёров, Денис Котельников, а также артисты музыкальных театров и мюзикловых проектов Юлия Довганишина, Сергей Веселов, Евгений Градусов, Алексей Лысенко, Алексей Толстокоров, Маруся Бережная, Михаил Сидоренко; образ Алконост воплотила дивная танцовщица Римма Фомина.
Автор либретто – Карен Кавалерян – выбрал для изложения истории удивительно меткий способ: вне вокальных номеров все разговаривают гекзаметром. Размер этот так заразителен, что уже в антракте вы сможете импровизировать им и едва ли легко отделаетесь от эллинского «акцента» после спектакля. «Как ты удачно уснул на скрижалях Перуна! Я не нарочно, кто знал, что скрижали с секретом…» Возвышенность стиля обеспечивается ритмом, а симпатичная самоирония – неожиданными заходами в бытовую лексику. А вот песни всякой «бытовухи» лишены, и, благодаря музыке, написанной Матвейчуком, ложатся в память если не с первого, то уже со второго прослушивания. «Лёд, на сердце лёд…», «Здесь тебя больше нет…», «Лови любовь» и, конечно, «Беги, лети, спасай свой мир!» я бы хотела услышать изданными официальным CD от создателей проекта.
На поклонах Глеб Матвейчук представил всю команду, причастную к рождению «Алконоста». Надеюсь, к следующему блоку спектаклей у мюзикла появится подробная программка или даже буклет с именами всех этих замечательных людей.
Падай в небо, Алконост! Мы переймём.

Елена Трефилова специально для Musecube

Фотографии Дмитрия Петрова можно посмотреть здесь

Фотографии Любови Гайворонской можно посмотреть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.