Андрей Алексеев: «В новых проектах, посвященных 110-летию театра «Палас», зритель как никогда будет близок к артистам»

Андрей Алексеев: «В новых проектах, посвященных 110-летию театра «Палас», зритель как никогда будет близок к артистам»

5, 6 и 19 декабря в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии состоятся уникальные показы из цикла, который приурочен к памятной дате – открытию первого театра в истории адреса Итальянская, 13. Бывший дворец Великого князя Николая Николаевича младшего, после разрушительного пожара перестроенный для исполнения спектаклей, принял первых посетителей 18 декабря 1910 года. Благодаря роскошным, чудом сохранившимся интерьерам, новый театр получил название «Палас» — дворец и быстро стал центром оперетты Петербурга. О преемственности традиции и о том, как вынужденная изоляция помогла нескольким творческим открытиям, рассказывает главный дирижер театра заслуженный артист России Андрей Алексеев.

В эпицентре оперетты

Минувший сезон прошел в нашем театре под знаком Франца Легара. К 150-летию со дня рождения этого выдающегося австро-венгерского композитора мы подготовили большую концертную программу «Легар-гала», которую исполнили незадолго до того, как была объявлена первая волна ограничений, и все выступления пришлось остановить. Готовясь к концерту, я довольно серьезно изучил репертуар петербургских театров начала XX века в связи с премьерами оперетт Легара в России и обнаружил, что, начиная с 1910 года театр «Палас» был законодателем опереточной моды. Европейские новинки и лучшие произведения русских авторов шли на его сцене в большом зале. Насыщенная творческая жизнь разворачивалась в ресторане на первом этаже, где было популярное кабаре. С удовольствием хочу отметить, что спустя 110 лет центр оперетты в Петербурге остается на том же месте. И все так же предлагает зрителям лучшие образцы жанра. Есть в этом устойчивая закономерность или, если хотите, счастливое стечение обстоятельств. В ознаменование традиции, заложенной театром «Палас», в декабре мы представляем три камерных проекта, которые будут показаны в парадных залах музкомедии с участием солистов и музыкантов нашего оркестра. Это будут водевиль Вильгельма Шпачека «Тук-тук», кабаретные песни Андрея Тихомирова на стихи Николая Агнивцева «Когда вся жизнь была иной» и музыкальная фантазия «Осенние цветы» по одноименному рассказу Александра Куприна с музыкой петербургских композиторов.

Русский чех

В репертуаре театра «Палас» были и шлягеры, которые задерживались в афише надолго, и спектакли-«однодневки», которые исполнялись два-три раза, и больше в афишах не появлялись. Присматриваясь к произведениям, имевшим, по мнению прессы начала XX века, «сочувствие» публики, я остановился на имени композитора, с произведениями которого раньше дела не имел: Вильгельм Шпачек. Три его оперетты – «Змейка», «Тук-тук» и «Их невинность» – шли в «Паласе». Чех по национальности, Шпачек оказался достаточно интересной фигурой, хотя подробных биографических сведений о нем немного. Пролистывая подшивки разных изданий, можно найти следы его присутствия в Казани, где в 1880 году он как дирижер и режиссер ставил «Жизнь за царя» с участием Ф.И. Шаляпина, или в Перми, где он проработал сезон в оперном театре. При этом он был и композитором, написав большое количество романсов и песен, из которых, к сожалению, сохранились единицы, и дирижером. В нотной библиотеке Театра музыкальной комедии сохранилось три клавира Шпачека. Один из них – оперетта «Змейка» был издан и находится в блестящем состоянии. Два других – рукописные, со множеством пометок, что позволяет предположить, что по ним работал сам автор.

О фривольности

В советское время поставить оперетту «Тук-тук» на сцене нашего театра оказалось невозможно по причине «излишней фривольности». Очевидно, что нравственные мерила начала XX и начала XXI веков отличаются. Тем любопытнее будет посмотреть, как воспримет публика то, что казалось слишком вызывающим еще пятьдесят лет назад. На мой взгляд, в пьесе есть многое, что оказалось современным и сейчас и над чем можно от души посмеяться. Кроме того, выбирая «Тук-тук» Вильгельма Шпачека для нашего проекта, хотелось познакомить зрителей с творчеством малоизвестного и не исполняемого сегодня композитора, музыка которого имеет приятное свойство «задерживаться в памяти». Очевидно, Шпачек был очень образованным и, скажем так, музыкально эрудированным композитором. В произведениях этого «русского чеха» слышны отголоски венской оперетты, чувствуется влияние Петра Ильича Чайковского и Михаила Ивановича Глинки… Нередко он обращается к русскому национальному колориту. А в нашем водевиле отчетливо можно будет услышать и известную песню «Ах, вы сени мои, сени!». При этом музыка Шпачека написана с таким вкусом, что  не устаешь восхищаться, как хорошо мелодии ложатся на слух.

Кабаре на Итальянской

С открытия на первом этаже «Палас»-театра работал ресторан с кабаре. Зрители, посмотрев спектакль «большого стиля» в главном зале, спускались в ресторан и продолжали вечер в обществе артистов, которые здесь представляли программы «малого стиля». Популярностью пользовались цыганские романсы, чтецкие программы, танцы… Артисты работали на расстоянии вытянутой руки от зрителей, что, несомненно, само по себе было интересно публике. К теме кабаре наш театр уже обращался: несколько лет назад мы показывали спектакль «Кабаре на Итальянской». Сегодня в репертуаре  малой сцены есть музыкальное путешествие по ресторанам Петербурга-Петрограда «Кабаре для гурманов». В 2020 году вновь предлагая зрителям погрузиться в кабаретную атмосферу, мы выбрали произведение современного композитора «Когда вся жизнь была иной», написанное Андреем Тихомировым на стихи Николая Агнивцева. Это вокальный цикл, в котором изначально было тридцать песен. В процессе подготовки программы мы отобрали пятнадцать из них, и появилась тридцать первая, которая в нашей постановке прозвучит впервые. Песни объединены сюжетной канвой. Она прослеживается от номера к номеру, объединяя различные темы, затронутые поэтом: от исторических до эротических.

Наедине с романсом

Неотъемлемой частью репертуара «Палас»-театра был романс. Не только в ресторане-кабаре, но и на большой сцене артисты выступали с различными программами этого жанра. Наибольшей популярностью пользовались цыганские романсы в исполнении Натальи Тамары, которая блистала в «Цыганских песнях в лицах» Николая Северского. Мы решили отступить от цыганского стиля и создать атмосферу Петербурга в более современном ключе, для этого объединив в один ряд таких ленинградских и петербургских авторов, как Георгий Фиртич, Вадим Биберган, Исаак Шварц, Андрей Петров и Анатолий Кальварский. К сожалению, камерная музыка сегодня не в чести. И вынужден констатировать, что момент интимности из театра сегодня ушел. Зато наш третий концерт, который состоится в зале «Грот», позволит зрителям уединиться с артистами в более камерной, чем первые два проекта, обстановке. Музыка будет звучать негромко – только рояль и два солиста. На наше счастье авторы, чьи романсы мы включили в программу, проявили живой интерес в обсуждении материала. На какие-то из своих произведений посоветовали обратить внимание, а что-то даже предложили для первого исполнения. Так, например, большой друг театра Сергей Петрович Баневич, спектакли на музыку которого идут сегодня на нашей малой сцене, извлек из своего «композиторского портфеля» несколько прежде не звучавших произведений. Так что у нас и в этом проекте будет премьера.

О взаимной любви со зрителем

Сегодня наш театр, как, впрочем, и многие другие, переживает очень сложное время. Пандемия нарушила многие творческие планы, но мы стараемся не опускать руки.  Назначенную на май премьеру спектакля «Жар-птица.Песни о войне» мы перенесли, а в сентябре этой постановкой открыли новый сезон. В сложнейших сегодняшних условиях театр работает над выпуском мюзикла «Мисс Сайгон», премьера которого также вынужденно была перенесена. Мы продолжаем репетиции серии камерных показов к 110-летию «Паласа»… Началась работа над следующей постановкой: в планах театра на весну 2021 года – оперетта Франца Легара «Фраскита». Занавес в театре несмотря ни на что каждый вечер поднимается, и мы играем для тех зрителей, которые остаются верны нам. Понятно, что всем приходится подстраиваться под постоянно  меняющиеся условия, которые диктует пандемия. Но мы верим в нашего зрителя так же, как он верит в нас. И если сейчас есть объективный спад взаимоотношений, надеемся, что наша взаимная любовь устоит, преодолев любые обстоятельства, и станет крепче.

 

 

Дина Калинина специально для Musecube

Фотографии предоставлены пресс-службой Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.