
Я к микрофону встал, как к образам.
Нет-нет, сегодня – точно к амбразуре!
Владимир Высоцкий
Восемнадцатый сезон авторского проекта Ирины Самородовой «Театральная гостиная» открылся в клубе «Высоцкий» творческой встречей с артистом Московского театра имени Гоголя Андреем Финягиным. Формат мероприятия предполагает комбинацию двух составляющих: собственно выступления героя и части с вопросами и ответами по теме вечера. Андрею не впервой принимать гостей в пространстве «Высоцкого»: в мае он выступал здесь на «Стихийном вечере», о чем на нашем портале вы можете прочитать материал Ольги Владимирской по ссылке здесь.
Ирина Николаевна собрала у себя весьма продвинутую по части восприятия художественного события аудиторию – во всяком случае, нечасто встретишь такую внимательную тишину в зале, собственно, ресторана, хотя бы он и предоставлял площадку для деятелей искусства. Артист это отношение оценил и воздал за него сторицею.

Поэтическая программа Андрея Владимировича состояла из двух частей. В первой он поделился с нами произведениями, которые ощущает сам как созвучные сегодняшнему дню, предварив их «эпиграфом» — отрывком из стихотворения Олега Даля «Прогулки с котом» («Почему я люблю вот эти затворённые дворы?»). Дальше «грянул» «Иностранец» Леонида Андреева — программный для Финягина текст, ранее игравшийся в ШДИ как моноспектакль, — которым, рискну предположить, артист проверяет новую аудиторию на умение слушать и слышать. Благодаря мастерству актёра вы также обнаруживаете в себе способность практически не дышать на удивление продолжительные отрезки времени.
Затем прозвучали «Век мой, зверь мой» Осипа Мандельштама, «Между печалью и ничем» Бориса Чичибабина, «Инерция стиля» Наума Коржавина. Поэтическим диптихом Андрей объединил «Стихи о зимней кампании 1980 года» Иосифа Бродского и «Случай в Сибири» Александра Башлачёва, подытожив главную мысль настоящего момента с его настоятельной нуждой в правде, исторической и актуальной, — правде, которая не может быть удобна по самой своей сути, поскольку всегда разрушает спокойствие, живущее иллюзиями.
Продолжила вечер лирика — впрочем, не того толка, которым дышат дамские альбомы и «таратинят» поп-звёзды. Давно ли мы полностью проживали стихи, из которых зацепились за память строки «если б я поэтом не был, я бы стал бы звездочётом» или «нарисуй на бумаге простой кружок»? Сегодня нам их напомнили — а то и познакомили заново. Маяковский, Чичибабин, Бродский, Тарковский в исполнении Андрея Финягина «прогрызли» дорожку к сердцам — ну а что с ними (сердцами) делать дальше, решать каждому лично.

Финальной частью вечера стало импровизированное интервью. Хозяйка «Театральной гостиной» подготовила вопросы, опираясь на которые, Андрей, может быть, сам того не ожидая, поделился с аудиторией творческим кредо и даже секретом счастья, попутно поведав о самой экстремальной киноэкспедиции в его жизни (в гуще бандитского захолустья Панамы). Если коротко, и то и другое (кредо и счастье творца) состоит в максимальной честности с самим собой, которая — и только она — помогает расширить границы своих возможностей и создать максимально разнообразные связи с реальностью. По сути, это секрет бессмертия духа, но, конечно, не каждому под силу «быть живым и только», как формулирует это Борис Пастернак. Однако вот он, перед нами, — человек, который смог!
В декабре в Театре имени Гоголя мы увидим Андрея Финягина в премьере «Героя нашего времени» Лермонтова, которой он ждёт с определённым трепетом; а 23 февраля на Первом канале стартует сериал «Порода», уже ставший его любимой киноработой. Вся прелесть в том, что вы не обязаны разделять его чувства, как и чьи-либо другие. Поэт, в доме которого мы встретились, всем советовал выбираться своей колеёй. Но если вам понравилось — встретимся снова той же компанией. Ведь «Театральная гостиная» Ирины Самородовой открывается ежемесячно!

Елена Трефилова специально для MuseCube
Фотографии Ольги Загородниковой можно посмотреть здесь

Добавить комментарий