«Баба CHANEЛЬ»: бабий бунт, бессмысленный и беспощадный

«10 лет мы поем, и нас не остановить!»
(«Баба CHANEЛЬ»)

 

Спектакль Терезы Дуровой «Баба Шанель» по пьесе замечательного уральского драматурга и режиссера Николай Коляды не первый год с успехом идет в Театриуме на Серпуховке. Время от времени каждый из нас задается вопросом: в какой бы театр мне сходить, что посмотреть? Ответов, конечно, может быть много, выбор у москвичей огромен, и в числе достойных и заслуживающих внимания спектаклей, которыми не только остаешься доволен сам, но еще и смело можешь рекомендовать друзьям, безусловно можно назвать «Бабу Шанель».

 

В не сказать что дружный, но слаженный музыкальный коллектив Всероссийского общества глухих «Наитие» пришла беда, откуда не ждали. Во время празднования 10-летнего юбилея «Наития» руководитель ансамбля огорошивает женщин новостью: в их рядах пополнение, причем новенькая – совсем молодка (ей 55 лет, остальным-то – 75-90). Это само по себе, согласитесь, неприятно, а тут еще руководитель Сёмен Семёныч (он же Сергей Сергеич, что никого не смущает) добивает дам страшным словом «ребрендинг». Теперь солисткой будет новенькая, свет будет падать на нее, а остальные будут тихонько подпевать на задворках в полутьме, виднеться будут только силуэты, тени (невольно вспомнились «тени забытых предков»).

 

Сама же новенькая, поняв, что ей, мягко говоря, не рады, живо показывает всем недовольным кузькину мать и уводит Семёна Семёныча (Сергея Сергеича) репетировать. С ее связями и голосом ему светят гастроли, концерты и прочие радости бытия, не то что с теперешней инвалидной командой (участницы «Наития» – сплошь инвалиды, одна другой недужней).

 

Женщины воспринимают это почти как личное предательство, поскольку несмотря на разницу в возрасте (Семён Семёнычу 30 лет) некоторые из них относились к единственному мужчине в коллективе с нежностью отнюдь не материнской.

 

Ну а дальше… побунтовали, поорали, как следует, выпили, сымитировали гордость и независимость, одна из женщин даже слегка умерла, но потом не умерла, а потом… Впрочем, тут и так рассказано больше, чем следовало бы. Развязку пусть вам подскажет ваше, господа театралы, воображение. А лучше сходите и оцените ее живьем.

 

Интересно отметить, что все актрисы значительно моложе своих героинь. Почему так? Может, имеется в виду, что все мы ощущаем себя моложе, чем уверяют дурацкие лживые циферки в паспорте. Может, трудно найди в театре актрис 75 и уж тем паче 90 лет. Как бы то ни было, актрисы молодые и очень классные. Понравились все, особенно же хочется отметить очаровательную стихотворную террористку Сару Абрамовну (Елена Астафьева) и недоумершую к радости зрителей Капитолину Петровну (Юлия Юнушева). Юлия была на сцене, так сказать, настолько бабушкой, что трудно было совмещать это в голове с тем фактом, что перед нами молодая женщина. Как она это делала, загадка! Также очень понравилась боевая Тамара Ивановна (Анастасия Тюкова).

 

Иуда Семён Семёныч (Сергей Сергеич) соответствует своему возрасту и тоже очень симпатичный актер (даже, пожалуй, симпатичнее, чем в книге: там-то это молодой, но уже пропитой мужик, а тут нормальный). Этот персонаж похож, знаете, на такого залихватского петуха, который свысока радеет о своих слегка малахольных подопечных (а они действительно хлопочут вокруг него, как куры), принимает их немудреные ухаживания. Но при этом он мучительно хочет добиться большего, а что с этим курятником добьешься?

 

После спектакля становится грустно, но почему-то так хорошо! Гордость просыпается за наших женщин, и она перевешивает жалость, которую обычно чувствуешь к несправедливо обиженным пожилым людям. Воистину наши женщины несокрушимы, и уж если они так хотят жить и радоваться, то никакие годы, инвалидности, личная нескладуха и баба Шанель им не помешают! Смотрится спектакль (1 час 20 минут без антракта) легко, настроение после него хорошее, хотя комедией в обычном понимании этого слова спектакль назвать нельзя. Много смешных колоритных шуточек, прибауток, фразочек, словечек – да это почти Лесков 🙂 С тихим вздохом слушаешь, как баба Шанель ушла на пенсию в 55 лет. Увы, для сегодняшнего зрителя это уже повод для зависти 🙂

 

Придя домой, я первым делом посмотрела видеоверсию екатеринбургской «Бабы Шанели», которую поставил сам автор пьесы (специально не смотрела заранее, чтобы худо-бедно сохранить объективность). Надо сказать, там все совсем по-другому, куда сильнее бьет по нервам и почти вдвое длиннее, а двух бабушек и вовсе играют молодые люди. Понравилось! Однако московская постановка от этого менее мила не стала. Я с большой приятностью провела вечер и рекомендую этот спектакль. Трудно сказать, проникнутся ли им молодые люди, а вот для зрителей 30+ – самое то, также спектакль отлично подходит для культпохода с родителями. «Баба Шанель» заканчивается рано, поэтому удобен для зрителей, которым далеко добираться до дома. Зал небольшой, с хорошим подъемом – видно отовсюду. Единственное, астматикам и беременным лучше садиться подальше: актеры курят.

 

Марина Моисеева специально для Musecube
Фотографии предоставлены пресс-службой театра


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.