Блокадная правда жизни

Блокадный Ленинград. Холод. Голод. Женщина прижимает к себе пушистого кота. Его молча забирают. Теперь и это еда. Самим бы прокормиться.

Этюд-театр в очередной раз переворачивает душу своим спектаклем. В этот раз – это «Развалины» от режиссёра Дмитрия Егорова по пьесе Юрия Клавдиева. 23 декабря небольшой зал режиссерской лаборатории ON.Театр переполнен.

Два семьи в одном доме. Интеллигент Ираклий Александрович Ниверин (Семен Серзин), его дочь Анечка (Вера Параничева) и приехавшие из деревни семья Развалиных. Не слишком приспособленный к жизни коренной ленинградец и оборотистая, привыкшая ко всему Марья Ильинична Развалина (Ульяна Фомичева). У кого больше шансов пережить блокадную зиму?
Один не умеет вбить гвоздь, а другая моментально делает засов на двери. У одного – на руках дочь, единственное развлечение которой – куклы. А дети Развалиной – дружные раздолбаи, воспринимающие все как игру. Савоська — старший (Филипп Дьячков) Греня — средняя (Алена Митюшкина) Ваня — младший (Алексей Митин). Вместе – веселее, надежнее, проще. Поэтому и тянется дочь Ниверина к ним – куда интереснее играть со сверстниками, нежели со старыми куклами. Да и покормят в гостях лучше.

Ниверин наивно пытается объяснить детям о физике, поделиться знаниями, которые кажутся ему важными. Но быстро повзрослевшие дети знают жизнь гораздо лучше академика. Они умеют жить, знают, как устроиться в нечеловеческих условиях. И дров найдут, и еды. Страшной еды. Замерзшие трупы – хорошая добыча. Детей мало волнует моральный аспект такого «обеда». Не время для сомнений.

Но так ли это на самом деле? Интеллигент не может принять хищных повадок вчерашних деревенских жителей. Даже в самых страшных условиях нужно оставаться человеком – это жизненная ценность неоспорима в глазах Ниверина. А превратиться в зверей так легко… Его дочь не видит ничего особенного в такой «охоте». Она лишь хочет выжить. Любым способом.

Развалина лучше знает жизнь. Она искренне не понимает неприспособленности к жизни ученого и его увлечение йогой как способа самоуспокоения. Для простой деревенской женщины — главное – прокормить детей. И ради этого она не поступиться ничем. Это не жертвенность, это правда жизни. Ее правда. Слишком суровая, и не все готовы ее принять. Но выбор слишком жесток – и либо ты умираешь, либо живешь, используя дикие «законы джунглей». Или – ты, или тебя.

Но где та грань, через которую может переступить человек, не превратившись в диких животных? Где заканчивается самопожертвование, и начинается то состояние, в котором цель – выжить – оправдывает любые средства?

По-новому эта тема поднимается в сцене, где Он (Антонис Шаманиди) и Она (Анна Донченко) празднуют Новый год. В праздничном бокале – простая вода, но мужчина «скрашивает» ее своей кровью. Быть может, этот поступок будет стоить ему жизни. Обессиленный, он может долго и не протянуть. Но ради праздника и своей любимой он идет на эту жертву. И в этом случае она оправдана.

А дети празднуют Новый год на крыше. Их поставили дежурить, совсем как взрослых. Но здесь не место для слабаков. И таким оказывается Неделин. Его убивают свои же, и его слова перед смертью уже ничего не значат и не могут изменить. Правы оказываются те, кто выжил. И пластиковые стаканчики, и песня «Яблоки на снегу», и радость праздника – в одно мгновение дети проходят через время, а значит – остаются жить.

Валентина Казакова, специально для MUSECUBE

Фоторепортаж Иры Малининой смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.