Братья Запашные раскрывают тайны циркового закулисья на открытой репетиции

Большой Московский государственный цирк

«Как можно цирк не любить?» — задаются вопросом в одной известной оперетте. Возможно, есть люди, которые не любят цирк, я лично с такими не знакома. Цирковое представление – это всегда максимальный уровень восторга, преклонения перед смелостью, ловкостью, мастерством артистов. А уж когда удается увидеть «цирковую кухню», тогда восторг начинает зашкаливать. Как раз такая «Открытая репетиция» состоялась 28 марта.

Как оказалось, Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского проводит «Открытую репетицию» уже не впервые, анонсируя, таким образом, очередную цирковую премьеру. Только одно на таких репетициях остается неизменным — ее ведущие Эдгард и Аскольд Запашные. Это на афишах нового шоу «Легенда» они в эффектных древнегреческих туниках, а на «Открытой репетиции» генеральный директор и художественный руководитель цирка появляются перед публикой, что называется «в домашнем». Здесь зрители не увидят ярких костюмов, не услышат чудесной музыки, зато здесь есть нечто более ценное – полное погружение в закулисный мир, где каждодневный упорный труд каждого превращается в итоге в грандиозное шоу для миллионов, а некоторым смельчакам из зрительного зала выпадает счастливый шанс хоть на мгновение стать артистом.

Начало репетиции и выступление цирковых наездников – яркое подтверждение того, как продолжаются цирковые династии. На манеже дочери братьев Запашных, которым в силу возраста заниматься дрессурой еще нельзя, но которые уже совершенно по-взрослому исполняют трюки цирковой «джигитовки». К группе наездников под чутким руководством заслуженного артиста России Якова Экка присоединяются Ева, Эльза, Стефания и Глория, старшей из которых четырнадцать лет, а самой младшей всего одиннадцать. Грише Тимохину тоже одиннадцать, и он потомственный наездник. Более опытные «джигиты» сменяют начинающих, мы видим уже совсем серьезные трюки в исполнении Владимира Чубковцова, Виктора Уздемирова и Валентина Сыроваткина, а затем наступает очередь зрителей попробовать свои силы и, возможно, побороть собственные страхи. Пять смельчаков из зала, в числе которых две девушки, отважились проскакать на лошади, да еще и встать в седле! Я ни за что бы не решилась, даже со страховкой, но полна смелыми людьми земля русская!

Отвечая на вопросы из зала, молодые наездники рассказали о том, почему выбрали «джигитовку» (Ева увлеклась первая и заразила сестер), как учатся в школе (без троек), получают ли зарплату в цирке (оказалось, небольшую получают), как приучают лошадей не бояться аплодисментов (артисты садятся на зрительские места на репетиции и усиленно хлопают), а еще мы узнаём, что, когда конь сбивается с ритма, на языке наездников это называется «фальшь», и что, оказывается, лошади умеют считать круги.

На манеже «Вольтиж» под руководством Олега Козакова. Его супруга Марина и группа акробатов демонстрируют сложнейшие трюки жанра. Самой младшей участнице коллектива Эмилии всего девять лет, а она уже выполняет двойное сальто-мортале! Что уж говорить про Гузель Азизову, 3-х кратную чемпионку мира по акробатике. И тут зрителям тоже приходится проверить свою смелость. Парня, вышедшего на манеж ради своей подруги, подбрасывают на так называемой «бутайке», а девушка и вовсе отправляется в полет, прямо в надежные руки акробата Сергея Тимохина. И все это под бурные аплодисменты зала.

Следующему участнику «Открытой репетиции» нет еще и четырех лет, а он уже много чего умеет. Шимпанзе Гермес питается фруктами, кашей, как обычный ребенок, но как настоящий мужчина, питает симпатию к женскому полу, имеет собственную собаку, коллекцию кроссовок и очень любит своего циркового папу, дрессировщика Льва Прокурова. Очаровал всех зрителей, сердечко нам показал и очень талантливо выполнил комплимент.

Не менее очаровательная артистка слониха Николь семи лет от роду, большая любительница сушек, на арене сосредоточенная и исполнительная. Все команды своих дрессировщиков Эдгарда Запашного и Ярославны Демешко выполняла беспрекословно. Еще раз убедила нас, что слоны – одни из самых высокоразвитых животных.

А после антракта настал момент, которого, безусловно, ждали все. Эдгард и Аскольд Запашные вывели на манеж своих полосатых и гривастых питомцев. Сначала мы увидели группу взрослых тигров и львов, затем настала очередь подрастающего поколения. Очень меня заинтересовали имена, которые дрессировщики дают своим подопечным. Характеры у них абсолютно разные, и подходы к дрессировке каждого, соответственно, абсолютно индивидуальные. А в именах хищников явно прослеживаются музыкальные вкусы дрессировщиков. Боно назван в честь солиста «U2», Курт, получивший почетное звание «самого толстого тигра» весом в 180 кг, в честь Курта Кобейна, Эрик – Эрика Клэптона, Айя – солистки группы «Город 312», Лола в честь Лолиты, Томас и Дитер, соответственно в честь солистов Modern Talking, Стивен в честь Стивена Сигала, которого тот крестил и держал маленького на руках. Тигрица Рианна — в честь знаменитой поп-певицы, а Барпет в честь артисток цирка Елены Бараненко и Елены Петриковой.

На «Открытой репетиции» присутствовал знаменитый дрессировщик, народный артист России Николай Карпович Павленко, у которого на манеже одновременно работали 18 тигров (а, говорят, есть рекорд начала ХХ века, когда дрессировщик капитан Шнайдер выводил на манеж одновременно 100 львов), и к авторитетному мнению Николая Карповича братья во время репетиции периодически обращались. А на манеже вместе с тиграми и львами «дрессуре» подвергались молодые дрессировщики Наталья Жукова, Илья Калинин и Никита Шепелев. Не обошлось и тут без зрительского участия. Бесстрашная девушка рискнула войти в клетку, но вот покормить тигра так и не решилась, хотя сам процесс кормления нам тоже удалось понаблюдать. Клыкастые «подростки» белый лев Зевс, и тигры Аид и Шаман, названный, естественно, в честь Ярослава Дронова, еще пока только привыкают к манежу, и их дрессура происходит в игровой манере. Зевс всех повеселил, никак не желая покидать манеж и вальяжно развалившись на выходе, пришлось его даже протащить за хвост. Наблюдать за процессом сложной и опасной работы дрессировщиков было необычайно интересно. Впечатление от него, конечно, совершенно другое, чем во время представления. Еще хотелось бы отдельно отметить чувство юмора и потрясающие импровизации братьев Запашных. Помимо тонн новой информации, зрители получили еще и мощный заряд веселья. После «Открытой репетиции» я прониклась гораздо большим уважением к этим смелым людям, которые сделали ежедневный риск своей профессией. Рада, что в моей жизни случился подобный опыт и уже подумываю о походе на шоу «Легенда».

Наталья Романова специально для Musecube
Фотографии Галины Глухоманюк можно посмотреть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.