“Онегин-блюз” режиссёра Михаила Цитриняка представляет собой удивительное сочетание жанров. Это блистательное исполнение Алексеем Гуськовым классического пушкинского текста, и яркое соло на саксофоне Вероники Кожухаровой, и квартет струнных инструментов, и даже оперная ария Ленского.
Текст Пушкина, мастерски читаемый Алексеем Гуськовым, словно прожектором, подсвечивает новые смыслы, понимаешь, что актёр, как и поэт — ироник. Тонкий, деликатный, тактичный, кажется, что он не беспристрастный чтец, а, словно верный друг, сам переживает и сочувствует героям, бережно донося до нас строки бессмертного поэта…
Гуськов взаимодействует со зрителями: задаёт пушкинские строки-вопросы, обращаясь к зрительному залу, с ним хочется вести диалог. А чего стоит живая роза, брошенная в зрительские ряды и пойманная счастливицей!
И, в то же время, ошибочно бы было считать происходящее на сцене моноспектаклем – словно в калейдоскопическом рисунке, здесь складывается именно стройный узор. Татьяна (Юлия Винникова) в спектакле — молчаливая, но при этом, самоироничная балерина–дурнушка, сначала немного нелепая девушка, затем, яркая светская дама.
Ленского (Николай Дорожкин) характеризуют детали, начиная с халата школьного трудовика и заканчивая образом светского льва, все они умело обрамляют рассказчика, создавая единое целое.
Тонкая ирония, не переходящая в пошлость и сарказм, словно сочетание нот дорогой парфюмерной воды, окутывает зрителей драгоценным, немного терпким, но в то же время, не прямолинейным ароматом.
Удивительно, что сочетание жанров не выглядит смешением, они органично дополняют друг друга: соло на саксофоне позволяет зрителю поразмышлять над сказанным, прочувствовать всю пронзительность пушкинских строк, подумать о трагикомичном в нашей жизни… Музыка же струнного квартета переносит нас в пушкинские времена, при этом, благодаря аранжировке и современному облику музыкантов, возвращает нас в день сегодняшний.
Декораций на сцене немного, но именно они создают рамку повествования – чего стоит один только гроб — футляр от контрабаса? Лаконичны и сценические цвета – чёрный, белый, красный – ничего лишнего.
Нельзя не отметить и работу со светом – словно подчёркивая мысли поэта, художники по свету то ярко освещают, то затемняют сцену, а то и вовсе, зажигают свечи…
Во время спектакля приходит важное осознание того, что люди склонны переоценивать некоторые события в нашей жизни, придавая им излишнюю важность и, напротив, некоторым вещам не придавать никакого значения, а именно они-то и оказываются в итоге столь значимыми для нас…
Задуматься о жизни, посмеяться над собой, усвоить жизненные уроки – “Онегин-блюзу” удалось на “отлично”!
Гулия Нурлыбаева специально для Musecube
Фотографии Ирины Максимовой можно посмотреть здесь
Добавить комментарий