Известный драматург Бертольт Брехт написал небольшую пьесу «Барабаны в ночи» когда ему было двадцать лет.
Сюжет пьесы очень прост: Главный герой Андреас Краглер уходит на войну и пропадает без вести. Прошло четыре года, его невеста Анна беременна и собирается замуж за фабриканта Фридриха Мурка. В день её помолвки, Андреас «восстает из мертвых» и появляется перед Анной и её родственниками в лохмотьях и без гроша в кармане.
Растерянный, отвергнутый любимой и осмеянный отцом и женихом Анны, Краглер отправляется на охваченные беспорядками улицы. В одной из пивной он находит сочувствующих и призывает вместе с ним присоединиться к восстанию, однако по дороге он встречает Анну. Бывшая невеста просит его вернуться и Краглер, мечтающий о теплой постели и чистой сорочке, посылает восстание ко всем чертям и уходит вместе с Анной.
Автор остался крайне недоволен своей работой и даже не хотел включать пьесу в собственное собрание сочинений. «…Я вижу, — писал Брехт в предисловии к первому тому, — что свойственный мне дух противоречия (…) привёл меня на самую грань абсурда… Видимо, моих познаний не хватало на то, чтобы показать всю серьёзность пролетарского восстания зимы 1918-1919 года; их оказалось достаточно лишь для того, чтобы показать несерьёзность участия в этом восстании моего „героя“ — скандалиста. …Мне не удалось заставить зрителя взглянуть на революцию иначе, чем её видел „герой“ …».
Драматург посчитал, что ему не удалось показать истинную значимость революции, он сокрушался, что в момент написания «Барабанов в ночи» не добился «техники отчуждения» — тем, что впоследствии станет его стилем.
В 1922-м году пьесу поставили на сцене в Мюнхене, она не принесла автору широкой известности, но на Брехта обратил внимание авторитетный критик Герберт Иеринг и в 1923 году её опубликовало «Издательство трёх масок» в Мюнхене.
Премьера спектакля «Барабаны в ночи» Юрия Бутусова на сцене Московского драматического театра имени Пушкина состоялась в ноябре 2016 года. «Эта пьеса очень давно со мной живет, с институтских времен. Она поразила меня своей экспрессивностью. Почему Брехт был недоволен «Барабанами»? Он настоящий, большой художник, и довольство собой не было ему свойственно. Мне кажется, что эта пьеса прекрасна своими недостатками — своей нестройностью, может быть, неклассичностью» — говорит режиссер.
В 2018 году «Барабаны в ночи» получили семь номинаций на «Золотую Маску»– «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера» , «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая женская роль» (Александра Урсуляк), «Лучшая мужская роль» (Тимофей Трибунцев), «Лучшая мужская роль второго плана» (Александр Матросов). Актриса Анастасия Лебедева за работу в спектакле выиграла награду за лучшую женскую роль второго плана.
В спектакле «эпический театр» Брехта представлен во всей своей красе! Согласно теории автора, главная роль отводится не действию, которое лежало в основе «классического» театра, а рассказу. В процессе такого рассказа сцена остается именно сценой, а не «правдоподобной» имитацией жизни, персонаж – ролью, которую исполняет актер, изображаемое – исключительно сценической зарисовкой, специальной избавленной от иллюзии «подобия» жизни.
Действие спектакля происходит в пространстве кабаре, время от времени раздается по громкоговорителю: «Фридрихштадт Палас» — это название старейшего Берлинского театра. Герои выглядят странно, они бесполые (женщин играют мужчины и наоборот), яркие, жуткие, то пускаются в пляс под грохот барабанов,то застывают как восковые фигуры, читают Пастернака потому что «стихи красивые».
Одна из самых сильных и страшных сцен спектакля – «раскачивание» героев как будто повешенных, в такт характерным звукам поскрипывания при полной тишине сменяется динамичными танцами под трек «Skip to the bip» коллектива Club des Belugas и общением с залом.
Во втором акте события прерываются не только танцами, но и историческими хрониками и документальными кадрами. На большом экране зрители видят пустынный, разрушенный после Второй мировой войны Берлин и строительство Берлинской стены в 1960-х годах.
Финальная сцена – Андреас в кресле перед телевизором, в добротном пиджаке, с женой и собакой, в тишине и спокойствии поливает цветы, пьет кофе и всем своим видом показывает что ему абсолютно все равно что происходит за стенами этого уютного мира.
«Барабаны в ночи» стучат, пытаясь разбудить окружающих, но куда приятней мягкое кресло и тепло семейного очага. «Нынче утром буду лежать в постели и буду размножаться, чтобы не умереть никогда» — говорит главный герой.
К творчеству Юрия Бутусова невозможно относиться нейтрально – у поклонников классического театра его постановки вызывают шок, а любители «театрального безумия» относятся к режиссеру с обожанием и пересматривают спектакли по много раз, пытаясь разобраться во всех символах и знаках, которые вкладывает режиссер в свои творения!
Ольга Кузякина специально для musecube.org
Фотографии автора
Добавить комментарий