6 февраля, в рамках Десятого международного Петербургского Фестиваля Моноспектаклей «МОНОКЛЬ» был показан спектакль «Видимая сторона жизни» по прозе и поэзии Елены Шварц в постановке Бориса Павловича. В главной роли – Яна Савицкая.
Пусть в театральном буфете, но все же в БДТ спектакль проходит не случайно. Жизнь и творчество Елены Шварц, известного Петербургского поэта, переводчика и культовой фигуры 70 — 80-х годов, была тесно связана с этим театром. Здесь завлитом работала ее мать, здесь же была впервые поставлена переведенная ею пьеса. Литературное творчество Елены Шварц получило самое широкое признание. Ее произведения, напечатанные в самиздате, имели такую же популярность, как романы Булгакова… Совершенно очевидно, что ее поэзия это явление яркое, исключительное, заслуживающее отдельного внимания. Спектакль создан в память о Поэте и ее времени.
В театральном буфете нет даже символического разделения на зрительный зал и пусть даже импровизированную сцену. Яна Савицкая курсирует между столиками, зрителями, неприменно оказываясь в разных местах. Спектакль начинается с неуверенного чтения стихов, плавно перетекающего в спровоцированную истерику, воспетую Еленой Шварц — спланированный скандал у барной стойки.
Зритель оказывается невольным участником событий, если не сказать соучастником. Монолог очень пронзительный, адресный. Героиня пластичная, она задействует все предоставленное ей пространство, в центре которого оказывается зритель. Ее настроение меняется так же легко, как и местоположение. Скандальность сменяется неожиданной религиозностью, скромность — одержимостью, граничащей с безумием. Все эти состояния наступают внезапно, каждый раз заставая зрителя врасплох. Лексика произведений Елены Шварц также необычайно разнообразна, это резкие переходы от высокого к низкому. Сами образы, в которых выступает Яна Савицкая, совершенно противоположны. От бесстрашной женщины с мечом, до робкой кающейся грешницы. Наиболее запоминающийся образ – поэта, читающего свои стихи на чужом языке несколькими старушками со спицами в руках, пытающегося всеми правдами и неправдами, с помощью жестов, донести до них смысл стихотворений.
В то же время в спектакле ненавязчиво поднимаются довольно острые темы в жизни поэта. Например, о смысле настоящей поэзии и ее месте в мире и, конечно же, главной темой поэзии – о любви. Любви болезненной и неразделенной.
Постепенно из всех этих обрывков цитат, избранных стихотворений, воспоминаний складывается удивительно стройное понимание мироощущения . Для поэта же абсолютно очевидно, что если умрет поэзия – с ней умрет и весь мир. И зрителю приходится с этим согласиться.
Заканчивается постановка строками из стихотворения «Меж «я» и «ты».
— Все искала я слово – роднее чем «ты»,
И чуть-чуть чужее, чем «я»…
Галина Супрунович специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии Большого Драматического театра
Добавить комментарий