«Чайная» в театре Et Cetera: «Мы не говорим о государственных делах»

чайная

Театр Et Cetera 17 января 2024 года провёл пресс-показ премьерного спектакля по мотивам пьесы Лао Шэ «Чайная» в постановке китайского режиссера Ичэнь Лю. И покорил сердца московских зрителей!

Чайная «Юйтай». Приглушенный свет в зале, ширма, за которой мелькают порой страшные тени, одинокое сухое дерево в углу сцены, под которым сидит дух Чайной, стол и… клетки, подвешенные к потолку. А в клетках – не птицы, а маленькие красные чашки. (художник Павел Ухлин)

В таких продуманных удивительных декорациях – глубокий символизм. Сама чайная культура в Китае – поистине уникальное явление. Чайная – место, куда приходят отдохнуть, выпить чашку изысканного напитка, увидеть друзей, обменяться новостями. В чайных часто держат птиц в клетках. Вот только в нашей чайной «Юйтай» в клетках не птицы, а сами чашки. Это и уютно, и красиво, и несколько зрителей после пресс-показа искренне воскликнули, что хотели бы посетить такую чайную. Но только ли о красоте пеклись создатели спектакля? Или здесь более тонкий намёк? Не сама ли это свобода спрятана в клетку?

Хотя… «Как поймать тигра в клетку?» — вопрошает дух чайной, и сам же отвечает: «Никак. Тигр бывает только в полоску».

Может, чтобы сбежать из клетки и избежать неприятностей, нужно стать тигром в полоску? Посмотрим, получится ли это у героев спектакля. С самого начала мы понимаем, что в этом прекрасном, уютном и незатейливом месте всё не так просто. Ведь не зря самое главное правило Чайной – «Не говорить о государственных делах». Или хотя бы позволить избежать опасности? К сожалению, мы убедимся, что нет.

Все действия, которые мы видим, происходят в чайной «Юйтай». Кого-то продадут в рабство, кого-то застрелят без суда и следствия, а главное, даже без причин, просто потому, что могут, у кого-то будут забирать последнее, шантажируя и угрожая, кого посадят на треть жизни в тюрьму. Все эти события произойдут в совершенно разные времена, ведь мы будем наблюдать за героями целых шестьдесят лет. Вот только кардинальные изменения почему-то не несут свет простому маленькому человеку.

«Большая гора в Китае велика даже издали – маленький человек в Китае крохотен даже в увеличительное стекло. Маленькому человеку дан очень узкий коридор для мыслей, и он, как канарейка, прыгает от решетки к решетке». Прыгает в клетке, запертый, словно птичка, словно маленькая красная чашка чая.

Ичэнь Лю – режиссер-постановщик спектакля, китаянка, которая окончила в своей стране филологический факультет, а в Москве – ГИТИС. «Чайная» – её первая работа, в которой она решила познакомить россиян с китайской культурой. И начала с классики. Пьеса Лао Шэ, которая вышла в 1957 году, широко известна в Китае. Она, как уже было сказано, охватывает период в 60 лет, в ней очень много героев, а также специфичного юмора, понятного только китайским читателям и зрителям. Поэтому пьесу адаптировали, оставив несколько ключевых героев и раскидав на них главные линии и реплики. Поработали и над тем, чтобы пьеса одновременно была понятна российскому зрителю, и погружала в китайскую культуру. Это выразилось и в несколько видоизмененном сюжете пьесы, и в хореографичности движений, немного напоминающей пантомиму, и в оригинальной музыке, сочетающей классические китайские мотивы с европейскими, написанной специально для спектакля (художник по свету Андрей Абрамов, композитор Константин Хазанович, хореограф Елизавета Матвиевич).

Изменили и финал. В финале оригинальной пьесы хозяин Чайной Ван Лифа заканчивает жизнь самоубийством, повесившись. Он потерял всё. В спектакле нам этого не показывают, но мы видим разговор трех друзей, ставших стариками, и они признаются друг другу в полном крахе своей жизненной стратегии. Один из них, хозяин Чайной, всю жизнь подстраивался под других, вел законопослушную жизнь и старался всем угодить. Второй искал правду и старался её защищать. Третий ратовал за экономику и капитализм, готовый отдать все за национальную идею и расцвет мануфактур. Но все они потерпели неудачу. У них не осталось ничего. Хохоча, они приглашают друг друга на свои похороны, благодарят за приглашения, и говорят, что зайдут, если не будет дел поважнее. Интересно, что Ичэнь Лю объяснила, что она не приукрасила финал, а всего лишь не стала показывать зрителям очевидное. По её мнению, и так понятно, что жизнь Ван Лифа разрушена. И в этом случае его ждёт именно смерть.

Кстати, 2024 год объявлен годом культуры Китая в России. Поэтому идея начать его с посещения прекрасной постановки кажется вдвойне привлекательной.

Оксана Есипова специально для Musecube
Фотографии Ильи Буяновского можно посмотреть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.