«День Пушкинской карты»: театральный вечер в исторических стенах

oblozhka_2

29 марта в рамках акции «День Пушкинской карты», а также в связи со Всемирным днём театра в Историческом музее состоялся необычный Театральный вечер. Это был вечер, посвященный его Величеству театру: как он появился на Руси, какие зрелища были популярны у народа и т.д. Ну, а как же Театр может обойтись без самого главного? Без спектаклей? «Ведогонь-театр» показал два отрывка из своих исторических постановок.

Сначала была небольшая экскурсия «Театр и зрелища в Российской империи» по нескольким залам Исторического музея.

Историческому музею 152 года! Указ о создании музея был подписан Александром II, он же заложил первый камень в основание музея. Фонд Исторического музея насчитывает более 5 миллионов единиц хранения, это не считая бумажных материалов, а посетители музея видят экспонаты, которые составляют менее 1% от общей коллекции. Интересный факт: коллекция живописи музея больше коллекции Третьяковской галереи!

Экскурсия у нас была всего 45 минут и многие интересные экспонаты остались за кадром. Но мне удалось узнать много интересных фактов про историю развития театра и зрелищ в России.

Первое театральное представление состоялось при дворе царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Зрителям иноземными артистами была представлена немецкая пьеса. Но в то время основными зрелищами были военные парады, в том числе и на воде. Обычно во главе парада шли две галеры, а следом плыла вереница пленных судов. Эти парады представляли собой торжественное зрелище: сооружались триумфальные арки, выводилось много солдат для торжественного шествия, а также непременным сопровождением парада был фейерверк. Причем в то время это было очень технически сложное мероприятие и все делалось вручную.

Ещё одним важным и помпезным зрелищем были коронации, которые проводились в Успенском соборе Московского Кремля. Интересно, что короны для коронации не сохранялись после церемонии, а сразу разбирались на камни.

Конечно, неоценимый вклад в развитие театрального дела в России пришелся на эпоху Петра I. Своих театров тогда не было, а это были гастролирующие театральные труппы из Европы. Особое предпочтение отдавалось итальянской опере. Особенно ценились кастраты и у них была самая высокая ставка при оплате.

Самый первый театр в России появился в городе Ярославле. Основан он в 1750 году купеческим сыном Федором Григорьевичем Волковым, чье имя сейчас носит театр. А начиналось все с кожевенного амбара, где Федор Григорьевич устраивал с друзьями и братьями театральные представления. Через два года слух об этих спектаклях дошел до Елизаветы Петровны и она вызвала молодых артистов в Санкт-Петербург. Заслуги Волкова были высоко оценены и от Екатерины II он получил дворянское достоинство.

Со временем появляется театральный этикет. «В гнусном платье в партер не пускать». Женщины могут приходить в театр только в сопровождении мужчин. Женщины не имели права в антракт выходить из ложи. Также появилось множество театральных аксессуаров: табакерка для нюхательного табака, веер, монокль и т.д.

Вторая часть Театрального вечера — это паблик-ток: «Как соотносятся реальные факты и художественный вымысел в литературе и что нового о прошлом России нам может поведать театральная сцена?».

Первое, о чем хочется рассказать — это о месте, где происходило общение. Это Парадные сени музея. Когда-то это был главный вход в музей. Сейчас это великолепное пространство с великолепной акустикой. Первое, что привлекает внимание — это потолок, на котором изображено символическое родовое дерево русских правителей. Лестница украшена львами, которые взяты с Красного крыльца Грановитой палаты в Кремле. Часть стен воссоздана по подобию папертей собора Василия Блаженного.

Участники паблик-тока, приуроченного ко Всемирному дню театра:
— Павел Викторович Курочкин, художественный руководитель зеленоградского «Ведогонь-театра»;
— Лукин Павел Владимирович, российский историк, специалист по истории Древней Руси, Доктор исторических наук, профессор РАН, Главный научный сотрудник Института российской истории РАН;
— Тарасов Аркадий Евгеньевич, историк, кандидат исторических наук, доцент Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова;
— Модератор встречи Ольга Андрейкина.

Исторические события часто являются основой для художественных произведений. Чем дальше исторический момент, о котором идёт речь в книге, тем меньше доказательств того, что так именно и было. Иногда, как в истории взаимоотношений Моцарта и Сальери, это становится неверной исторической памятью. Одним из таких драматургов был русский писатель, поэт и драматург, переводчик, сатирик из рода Толстых, Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук Алексей Константинович Толстой.

Именно по его пьесам зрителям были представлены фрагменты постановок в исполнении артистов «Ведогонь-театра». Первым отрывком была сцена диалога Бориса Годунова и Ирины из спектакля «Царь Фёдор Иоаннович». Спектакль шел в театре 12 лет и был сыгран 100 раз и сейчас уже снят из репертуара театра.

Вторым отрывком была сцена Новгородского веча из премьерного спектакля «Посадник», поставленного также по неоконченной пьесе Алексея Толстого.

Конечно, первый вопрос, который у всех возникает при просмотре спектаклей, созданных на основе исторических материалов, так всё было или нет. Именно об этом шел разговор на Театральном вечере. Ведь часто драматурги берут самую драматичную версию событий, чтобы придать своему произведению динамичности.

Получился очень интересный Театральный вечер. Парадные Сени необыкновенно добавляли атмосферы тем фрагментам спектаклей, которые мы увидели. Роспись на потолке, акустика: и правда было ощущение, что мы переместились в то самое время.

Марина Казакова специально для Musecube
Фотографии автора (мобилография):


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.