«Деревянные кони»: возвращение на сцену Театра на Таганке спустя полстолетия

23 апреля 1974 года, в десятилетний юбилей Театра на Таганке, состоялась премьера спектакля Юрия Любимова «Деревянные кони» по произведениям Федора Абрамова. Спектакль удалось выпустить с большим трудом. Из-за жесткой цензуры сценами, связанными с коллективизацией, пришлось пожертвовать, их не смогли отстоять. Тем не менее, спектакль стал хитом. И вот спустя полстолетия «Деревянные кони» возвращаются на сцену театра, но уже в интерпретации режиссера Светланы Земляковой.

Знаково то, что Юрий Любимов работу над своим спектаклем вел совместно с художником Давидом Боровским, и спустя 50 лет вместе со Светланой Земляковой возрождают «Деревянных коней» потомки Давида Боровского — сын, художник Александр Боровский, и внучка, художник по костюмам Мария Боровская.

Спектакль с головой погружает зрителя в деревенскую жизнь. Три истории, написанные Федором Абрамовым, «Деревянные кони», «Пелагея» и «Алька», идеально ужились в рамках одного спектакля. В своих произведениях автор исследует реальные процессы и явления русской деревни, создает яркие жизненные характеры. Светлане Земляковой и актерам Театра на Таганке прекрасно удалось продолжить дело автора, воплотить на сцене образы героев и показать зрителю многострадальную жизнь крестьян, прежде всего русских женщин, без прикрас, такой, какой она и была.

Василиса Мелантьевна (Елена Оболенская) в 16 лет отдана замуж, родила 12 детей, из которых выжило лишь шесть. Всю жизнь работала не покладая рук, не жалея себя. Уговорила людей, которые жили лишь охотой и рыбалкой, заняться еще и земледелием. Сама расчистила землю под хлеб, обеспечив семье безбедное существование. Далее случились коллективизация, раскулачивание, война, голодные времена. Тем не менее, Василиса Мелантьевна не пала духом, тяготы жизни, горе и удары судьбы не сломили её. Она смогла сохранить в себе свет и доброту.

Пелагея Амосова (Александра Басова) — расчетливая, не гнушающаяся решать вопросы выгодного трудоустройства через постель. Работающая «на износ» в хлебопекарне и на домашнем хозяйстве. Отчаянно старающаяся выгодно пристроить дочь, но… увы и ах… она сильно просчиталась в этом вопросе. Дочь старания матери не оценила и отправилась в городскую жизнь.

Алька (Анастасия Лазукина) — дочь Пелагеи, уехавшая из деревни вслед за молодым офицером, который, как позже выяснилось, оказался «двойным алиментщиком» и обманщиком. Алька остается в городе, работает официанткой, стремясь к легкой, беззаботной и веселой жизни. Деревенская жизнь ей чужда.

Три разных поколения тридцатых-семидесятых годов, на примере которых можно отчетливо проследить, как женщина постепенно уходила от тяжкой деревенской работы «на земле» к более легкой городской жизни. Три женские судьбы, за которыми стоит множество поломанных жизней. Современному зрителю дико понимать и осознавать, как рушились и обрывались жизни из-за общественного порицания, ведь в деревнях всем до всех и до всего есть дело.

Спектакль сильный, глубокий, полностью погружающий в атмосферу деревенского бытия. Серый частокол с надетыми на колья горшками и кувшинами да бабки-сплетницы на лавках. В спектакле нет «случайных» героев, каждое действующее лицо — это яркий, харАктерный образ деревенского жителя, который своим действием или словом, так или иначе, влияет на судьбу главных героев. Впечатляет поразительное перевоплощение молодых актрис (Марфа Кольцова, Мария Рябкова, Анастасия Захарова, Ксения Мон Сор) в тех самых бабок, сидящих на завалинке. А Маня Большая и Маня Маленькая — это бесконечное восхищение мастерским вхождением в образы и талантливой игрой Анастасии Захаровой и Марии Рябковой.

Вероятнее всего, сейчас спектакль «Деревянные кони» не будет иметь того оглушительного успеха, который ему достался полстолетия назад. Изменились люди, изменились нравы и жизненные устои, в обществе произошла переоценка ценностей. Спектакль будет восприниматься зрителями абсолютно по-другому. Скорее всего, не будет того трепета и сопереживания. У молодого поколения, мне думается, будет возникать много вопросов «зачем» и «почему», в силу того, что в современном мире страшные проблемы героев —  уже вовсе не проблемы, а так, жизненные сложности, из-за которых точно не стоит убиваться и прощаться с жизнью. Тем не менее, данный спектакль, совершенно точно, достоин внимания зрителей. Он является отличным напоминанием о том, какой непростой деревенской жизнью жили наши предки.

Нина Железнова специально для Musecube

Фотографии автора можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.