“Дни Савелия”: РАМТ ищет ответ, “ради чего” это всё

Фотография с сайта театра

Откуда, из каких шумеров и месопотамий пошла
эта глупая традиция заделывать котами душевные бреши?

Григорий Служитель. Дни Савелия

Всё же умеет Марина Брусникина видеть театральность в произведениях, изначально для сцены ну никак не предназначенных! И второй её талант – не превращая прозу в “традиционную” пьесу, не раскладывая её на банальные диалоги, выносить оригинальный (и всегда прекрасный!) авторский текст на публику.

Со свойственной ей невероятной любовью и осторожностью подошла Брусникина и к роману Григория Служителя “Дни Савелия”, создав совершенно чудесный и единственный в своём роде спектакль, “обитающий” во внутренних двориках РАМТа.

История такая: главный герой рождается в старом “Запорожце”, живёт в коробке из-под бананов, теряет мать и сестёр (отца же он ни разу в жизни не видел), судьба швыряет его из дома в дом, от одних чужих людей к другим, приходится даже ютиться в парке – в старой собачьей будке… Не пугайтесь, дело в том, что Савелий – кот.

Дебютный роман Григория Служителя (по “основной профессии” – артиста СТИ) описывает “одну кошачью жизнь”, и эта книга – одна из лучших, прочитанных мной за последнее время (замечу, что приступила к ней я по пути из театра домой и проглотила за несколько часов даже без перерывов на кофе, что для меня практически нереально).

Прекраснейший язык, лёгкий и беглый слог, симпатичный юмор, красивейшие метафоры, тончайший психологизм безо всякой занудности (что характерно, автор с лёгкостью “проникает” не только в головы персонажей-людей, но и в неизведанный кошачий мозг, “не очеловечивая” излишне главного героя, но, напротив, постоянно напоминая о его животной сути)… Искренне рекомендую: прочитайте этот роман. Вам будет хорошо на всём его протяжении, а финальная светлая печаль – из тех, что очищает.

И, если вы ещё книгу не открывали, а на спектакль пойти собираетесь (только теперь этого не получится сделать аж до весны – из-за того, что постановка идёт только в более-менее тёплое время года), то мой совет таков: сначала – РАМТ, потом – роман. Поясню: в книге есть несколько смысловых линеек, не затронутых Брусникиной (это нормально и правильно, когда режиссёр умеет вычленить главное для своего детища без потери общей сути и ценности авторской задумки, а не заставляет зрителей мучительно страдать, прожёвывая на протяжении нескольких часов всё содержание первоисточника от и до). Потому познакомьтесь с сочинением Служителя в превосходной интерпретации артистов РАМТа и только затем читайте оригинал, дополнив сюжет несколькими интереснейшими вкраплениями (в спектакле, действительно, не нужными – в том, который придумала Брусникина со товарищи).

Поиск себя и смысла собственной жизни – как говорит Савелий, поиск своего “ради чего”. Вот что заставляет нашего героя метаться по всей центральной части Москвы. И пусть он, как истинный кот, не слишком-то привязывается к приютившим его людям (не хозяевам – “патронам”), уходя в тот момент, когда считает нужным, но каждый их них оставляет в его душе определённую зарубку.

А для людей Савелий – средство для исцеления душевных ран (да, даже для того старика с палкой, подкараулившего кота в парке Горького). И его совершенно не устраивает подобная “должность”. В конце концов, Савелия никто не спрашивал, когда выбирал в свои утешители. Не его это стезя.

И уже после потери красоты и здоровья к Савелию приходит покой и любовь – в лице бездомной кошки Греты. Только вопрос – надолго ли?..

Кот-философ – казалось бы, идея не новая. Но Савелий говорит нашим, современным языком (роман был написан в 2018 году, потому все реалии спектакля вполне актуальны), его размышления – слишком человечьи для кота и… слишком “зверские” для нас, людей. Потому, возможно, они и кажутся совершенно человеческими.

На наших глазах новорождённый котёнок превращается сначала в подростка, потом – в молодое, полное сил животное, к финалу становясь умудрённым жизнью калекой. Меняются его взгляды, его представление о мире, его осознание добра и зла. И всё равно: это – кот, потому до последних дней он в чём-то останется похожим на ребёнка. Это прекрасно читается в романе Служителя. Это же безупречно передала в своей постановке и Марина Брусникина.

Никакой “кошачьей” пластики, костюмов с ушками и хвостами. Режиссёр творит спектакль от лица кота – существа, которое точно не ощущает себя в чём-то ниже, нежели люди. Перед нами действуют равноправные и равноценные личности – и неважно, к какому биологическому виду они относятся. (Тут интересно, что Савелий, как истинный кот, поглядывая на своих “патронов” эдак свысока, всё же признаёт в них полноправных партнёров.)

Фотография автора

Спектакль сменяет несколько локаций – как главного героя помотало по столице, так же и зрители шествуют из точки к точке, дабы достичь финала. Брусникина начинает жизнеописание Савелия в фойе РАМТа, надолго отправляет публику на улицу – в оба внутренних дворика театра, а в итоге приводит в Белую комнату.

Это – и спектакль-экскурсия (тем более, что гид – Денис Баландин – начнёт действо с того, что выманит всех присутствующих наружу и расскажет о здании РАМТа), и интерактивная постановка (а столь тесный контакт со зрителями приводит к неизбежным диалогам с ними и небольшим импровизациям). Но главное – что это великолепное театральное произведение с удивительно изобретательной режиссурой.

Самые интересные сцены, безусловно, – те, которые происходят во двориках. Кажется, каждый сантиметр пространства был исследован Брусникиной, чтобы так или иначе “сыграть” в спектакле.

И снова – фирменная “брусникинская” детальность, внимание к мелочам, истинно женская, глубокая эмпатия (как водится у Марины, без излишней сентиментальности и “розовых соплей”) ко всем персонажам – вне зависимости от их пола, возраста и степени отвратительности. Брусникина для меня – один из интереснейших режиссёров, умеющих творить невероятные миры.

“Дни Савелия” – та самая “театральная правда” (искусственная по сути своей, но гармоничная и органичная в каждом нюансе), которую я так ценю. Здесь будет смешно. Будет грустно (и очень!). Будет драйвово – особенно в момент приглашения всех желающих присоединиться к танцам под Стаса Михайлова. И – бесконечно интересно.

Я не буду описывать какие-то режиссёрские находки и ходы – потому что это на самом деле нужно видеть (а я не хочу портить вам впечатление спойлерами). После спектакля я написала: “Спасибо за шедевр!” И за эти слова я поручусь.

Тонкая, цельная, умная, чувственная постановка – она, однозначно, входит в тройку моих фаворитов прошлого сезона (а премьера “Дней Савелия” состоялась 24 сентября 2021 года, потому, хоть я и посмотрела спектакль только что, внесу его в свой личный хит-парад сезона 2021/2022).

И всё это великолепие – в исполнении шикарных артистов РАМТа. Виктор Панченко – Савелий, стопроцентный кот не по внешности, но по сути своей. Идеальное попадание в образ, в этого героя нельзя не влюбиться. Жаль, что Виктор – в реальной жизни не кот, точно забрала бы домой, к своим двум.

Плюс королевский актёрский ансамбль, сменяющий по ходу действия массу образов: Денис Баландин, Алексей Блохин (попугай Игги, ты мой кумир!), Тарас Епифанцев, Вера Зотова, Антонина Писарева, Мария Рыщенкова, Дарья Семёнова и Нелли Уварова. Эти люди оставались абсолютно правдивы даже в те моменты, когда им приходилось форсировать голос, чтобы перекричать дождь, стучавший по металлическим крышам дворика. (Да и вообще, не представляю, как это: играть спектакль, когда на тебя льёт с небес, и делать это так, будто никаких “спецэффектов” от природы не наблюдается.)

Здесь та самая актёрская лёгкость, которая делает спектакль праздником, ради которого мы на него и приходим (даже если сюжет, как в данном случае, отнюдь не радостен). Только режиссёр и артисты знают, какими силами был достигнут такой результат. А зрители – они просто наслаждаются.

Да что там – я лично вообще не заметила, что лёгкая морось сменилась на вполне себе ощутимую дождину. Мне было не до подобных мелочей – я крутой спектакль смотрела. А эти ваши непогоды – кому они важны в такой момент?! И, мне кажется, со мной согласилась бы вся публика.

(К слову, РАМТ заботится о своих зрителях: изучив прогноз погоды, уже на входе работники театра предлагали зрителям дождевики – а потом и пледы раздали, чтобы точно никто не ощутил дискомфорта. Я так боялась, что из-за осадков спектакль отменят – ан нет, РАМТ был готов ко всему. Ещё и атмосферней вышло, честное слово.)

Так что запомните это название – “Дни Савелия”. Сей спектакль просто обязан оказаться в багаже каждого уважающего себя театрала. Я – счастлива, что увидела и прочувствовала его. И вы не отставайте!

…люди соревнуются между собой: у кого качественнее
тот клей, которым они прикреплены к этой жизни.

Григорий Служитель. Дни Савелия

PS. Просканируйте QR-код, который увидите на столиках в финальной сцене. Он ведёт на сайт кошачьего приюта. Может, и своего “Савелия” там найдёте. А он – вас.

Ирина Петровская-Мишина специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.