Дора Маар, которая знала все

Дора Маар, которая знала все
Фотография с официального сайта театра БТК

Нормальность – это асфальтированная дорога:

по ней удобно идти, но цветы на ней не растут.
Ван Гог

 

Для того, чтобы детей сделать «нормальными», их надо сломать. Упорно оставаясь ребенком, вариантов формального существования во взрослой жизни не много — художник, писатель, поэт, смотритель маяка, путешественник… Пьер Грипари — циничный романтик, пробравшийся во взрослую жизнь обманным путем писателя, давным-давно написал сказку, Михаил Яснов — тонкий современный детский поэт ее перевел, а Руслан Кудашов — главный режиссер БТК ее взял и поставил. Спектакль «Летающий велосипед» получился чем-то между теневым театром и красочной презентацией на тему абстракционизма с четырьмя ведущими — Ван Гогом, Матиссом, Пикассо и Шагалом. Заявленный возраст 6+ для осознания спектакля явно провальный. Да думаю и 10+ ни о чем, если сопровождающий взрослый не проведет довольно серьезную работу по растолковыванию происходящего на сцене, не устроит краткий экскурс по истории искусств и не идентифицирует каждого забывшего представиться героя. С одной стороны на сцене совершенно магический перформанс с выстраиванием идеального сказочного сюра, но(!) ведь пребывание в такой среде для ребенка норма. Зачем создавать ее искусственно? Данный спектакль не «развивайка» на тему «как говорить с ребенком об искусстве», но его нельзя и воспринимать как сказку в чистом виде. Если это практикум погружения для взрослых, то где хоть какие-то якоря, на которые взрослых можно подцепить? Музыка группы «Аукцыон» и «Сказов»? Кстати, музыка вписалась вполне органично.

 

Я вовсе не хочу сказать, что полученный постановкой Грипари приз в номинации «лучший детский спектакль» незаслуженный. Но этот спектакль, как керамический носок, вещь бесспорно интересная, но не утилитарная, особенно когда лежит на полке с другими носками. В Париже на рубеже 19-20 веков происходили самые грандиозные в мире выставки, началось строительство метрополитена, невероятными темпами развивалось автомобильное производство, половина всего Парижа ходила раз в месяц в театр, а треть — раз в неделю, Париж как раз тогда открыл век кино и носил на руках братьев Люмьер, и, кстати, являлся столицей велосипедов, то есть был центром всего, чего можно было представить… Попытка затолкать это в рамки незначительной, хоть и эффектной сказки удивляет. Позиционируя свой спектакль как детский, режиссер как будто хочет снять с себя ответственность за собственное непонимание ради чего все это? Спектакль «Летающий велосипед» — тот уникальный случай, когда программка говорит больше, чем представление. Но на мой взгляд нужно убедиться лично, чтобы согласиться или закидать меня потом метафизическимим помидорами.

 

 

Лена Ле специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.