Доза радиации и любви

34vЕсть художники, чья работа всегда интригует, завораживает, вновь и вновь обращает на себя внимание неоднозначным контекстом высокого уровня сложности. С этой точки зрения, начало последнего месяца осени выдалось для Петербурга знаменательным: уже ставший легендой режиссер Роман Виктюк привез в город на Неве свой новый спектакль «В начале и в конце времен». Его премьера прошла на сцене ДК им. Ленсовета 1 и 2 ноября, всего на несколько дней позже московской. На этот раз признанный мастер затейливой формы обратился к совершенно неожиданному драматургическому материалу, взяв за основу одноименную пьесу современного львовского драматурга Павла Арие.

То, что постановки Виктюка смотреть модно, не вызывает сомнения, его петербургские гастроли проходят с неизменным аншлагом и долгими овациями, поклонники маэстро всегда готовы его поддержать, но в этот раз, кажется, такой бурной реакции на спектакль не ожидал никто. В эру сложных российско-украинских отношений, когда конфликты из политической среды тянут свои щупальца в социально-культурную сферу, а всякое упоминание о военных действиях на территориях ближайших соседей заставляет сердце сжиматься от тоски и боли, Роман Виктюк взял на себя миссию объединения родственных народов путем напоминания об общей трагедии. В центре постановки находится катастрофа Чернобыльской АЭС и ее необратимые последствия, повлекшие за собой тысячи поломанных судеб. «В начале и конце времен» идет на украинском наречии, без перевода, но для российской аудитории незнание мови не является помехой, поскольку спектакли Виктюка всегда оперируют неким универсальным культурным кодом, понятым каждому зрителю. Образы и метафоры режиссера воспринимаются на эмоциональном уровне, оставляя простор для любой, даже самой неожиданно-концептуальной интерпретации.

…В начале времен на сцене, среди металлических декораций, словно отсылающих к компьютерной графике игры S.T.A.L.K.E.R, сидят старуха-мать (Олег Исаев) и ее дочь Слава (Людмила Погорелова). Это единственные обитатели тридцатикилометровой зоны отчуждения, где жизнь, казалось, замерла, но где все еще теплится человеческий разум. Им некуда уезжать, поскольку на руках тридцатилетний отпрыск Вовчик (Игорь Неведров), страдающим слабоумием. Их судьбы насквозь пронизаны полученной «дозой радиации и ненависти», они не нужны ни бывшему советскому правительству, ни нынешней воровской власти, ни полиции. Эти трое – настоящий оплот уходящей жизни украинского полесья, верующий, что «прямо пид нашою хатою» проходит секретная линия метро, связывающая Киев с базой пришельцев. И это не просто галлюциногенный бред, это – философия, в которой можно найти истинное утешение и спрятаться от всех бед.

IMG9289Новый спектакль Виктюка, как и всегда, сочетает в себе горькую иронию и правду, выходя на иконологический уровень и унося зрителя в область трансцендентного. Речитативные диалоги о нынешнем времени становятся лебединой песней уходящего поколения, а гиперболизированные проекции теней на стенах напоминают о сумрачном царстве мертвых, где мечутся гордые души. Среди тягостно-массивных декораций, развернувшихся вглубь пространства, и металлического звука, целиком заполнившего огромный зал ДК им. Ленсовета, удивительно живой и непокорной выглядит героическая баба Фрося. Ее цельная, монолитная фигура невероятно сильна в своих моральных принципах. На фоне выверенной, старчески-заскорузлой пластики Олега Исаева дергано-паралитическая линия Игоря Неведрова производит поистине устрашающее впечатление. Ученик Ю.П. Любимова, этот актер невероятно точно перевоплощается в инвалида, ребенка-переростка, чье мировоззрение остается по-детски чистым и незамутненным. Именно через его героя, через эту крючковато-кошачью пластику идет трансляция сублимированного греха, почти библейского убийства младенцев, снова поднимается вопрос Ивана Карамазова о мучении детей. Впрочем, Роман Виктюк, как обычно, лишь пунктирно обозначает проблемы, оставляя зрителю возможность самостоятельной трактовки.

…В конце времен для семьи бабы Фроси наступает, наконец, искупление, когда доза дьявольской ненависти переходит в дозу господней любви, пусть даже для этого героям приходится пройти сквозь портал в мир иной. Спектакль, в котором кто-то непременно захочет увидеть Россию-поработителя или Украину-мстителя (в зависимости от субъективной настройки театральной оптики), в первую очередь, повествует о такой разной любви: матери к ребенку, дитяти к миру и кого-то Всевышнего к людям.

Елена Бачманова, специально для MUSECUBE

В репортаже использованы фотографии Театра Романа Виктюка


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.