Душу мне до дыр ты пропел, родной

5312 и 3 декабря на Малой сцене Большого Театра Кукол, под самой его крышей, звучали песни Александра Башлачёва – человека, стремительно и порывисто пронесшегося сквозь новорожденную рок-культуру СССР, обнажившего истово русский колокольный звон в стихах, в музыке, в душе; поэта, чей образ навечно сохранился в сердцах слушателей. Право оценивать творческое наследие СашБаша, как ласково называют его поклонники, принадлежит музыковедам и литературоведам, а для самых искренних любителей есть настоящий подарок – спектакль режиссера Павла Григорьева «Башлачёв. Человек поющий», вызвавший уже привычный аншлаг в одном из самых честных и лучших театров города.

Эту постановку главный режиссер БТК Руслан Кудашов задумал и воплотил в жизнь с выпускниками своего актерского курса Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства в 2011 году, назначив премьеру на 17 февраля, в день смерти Александра Башлачёва. За почти три года, прошедшие с того момента, «кудаши» прочно закрепились в основном составе театра и успешно выпускают новые спектакли, а «Башлачёв. Человек поющий» стал таким же культовым явлением для нынешних театралов, каким являлся СашБаш для поколения 80-х годов. Этот спектакль – баллада о человеке с душой нараспашку, о родных, понятных событиях, она создана энергией и чувствами молодых актеров, мудростью и глубиной режиссера и удивительно точным музыкальным сопровождением концертмейстера Регины Чертковой.

533Несмотря на формат концерта, выбранный создателями, «Человек поющий» воспринимается как единой целое, в нем нет членения на отдельные номера и музыкальные отрывки, он поется на одном дыхании. Кажется, что с первых нот песни «Мельница» актеры вздохнули все разом, а на последних аккордах «Все хорошо» выдохнули. За два часа пребывания на узком пространстве сцены появляются герои песен, они же обычные люди. Где-то случается прямое проживание фабулы, где-то присутствуют юмористически обыгранные сцены, а где-то передается условное, почти аллегорически созданное воплощение души, гуляющей и ищущей.

Соответствующие способы трактовки доверены непосредственно исполнителям, это своеобразное задание на нахождение своего «Я», выросшее, окрепшее и вобравшее в себя всю силу человеческих эмоций. «Человек поющий», так Башлачёв назвал себя в одном из немногочисленных интервью, наполнен мощью байроновских героев, ломающих рамки русского существования. Актеры не стремятся скопировать исполнение баллад, они рассказывают о них крайне персонализированным, неравнодушным, страстным языком. Постепенно на фоне отдельных композиций прорисовывается главная фигура Поэта, как будто случайно опрокидывающего привычное мироощущение и разрывающее цепи общественного предрассудка. Герой, Человек поющий, оперирует светом, силой души и стремлением к чему-то непостижимо высокому, словно вылетая за пределы замкнутого пространства (буквально в «Абсолютном вахтере» Дениса Казачука), переводя место действия туда, за окно, где шумит жизнь.

538В Башлачёве-исполнителе и Башлачёве-спектакле есть ярко выраженное настоящее, родное. Он русский, но не штамповый, морозный, но не леденящий. Самая известная песня «Время Колокольчиков» не исполняется, вместо нее сквозь весь спектакль будто бы слышится колокольный перезвон, чистый и мелодичный, особенно подчеркнутый звоном цепей в балладе «Когда мы вдвоём» (Анатолий Гущин) и исполнением акапелла, нараспев и многоголосно, песни «Вишня» (Ирина Чугаевская, Виктория Короткова, Василиса Ручимская). К счастью, никакого компаративистского анализа между оригиналом и режиссерской трактовкой Кудашова нет и быть не может. Вместо этого – горький монолог героини Василисы Ручимской в «Петербургской свадьбе», неистовая, ярая, гуляющая душа Сергея Беспалова в «Ванюше», трогательная и несчастная героиня Марии Батрасовой в «Королеве бутербродов». И после всех личностных и оглушающих композиций, когда горлом идет любовь, а сам ты скользишь по лезвию льда, раздается голос Башлачёва со старой кассеты: «Песенка на лесенке» про Сереженьку, Митеньку, Настеньку да Сашеньку (Виктория Слуцкая, Денис Казачук, Сергей Беспалов). Нежная, трогательная, тихая, ласковая. И финальное «Всё будет хорошо» в исполнении всех участников – нет, это не пустое обещание или утверждение, это спокойная уверенность, спетая так, как произносится одна лишь истина, без плача и суеты.

539Однажды Руслан Кудашов говорил, что «Башлачёв. Человек поющий» – первая часть задуманной трилогии, включающей в себя спектакли по творчеству Владимира Высоцкого и Иосифа Бродского. Наверное, самая сложная из частей, потому как не отмечена печатью массовости. Это штучная, настоящая сценически выверенная жизнь, уже разошедшаяся на цитаты, которая не может существовать отдельно от лирического героя Башлачёва. По-хорошему слишком правдива, слишком откровенна. Даже страшно становится, как близка ее проблематика. Верится, чувствуется, разделяется и сопереживается:

«…Выше окон, выше крыши
Ну, чего ты ждешь? Иди смелей, бери еще, еще
Что, высоко? Ближе, ближе.
Ну вот уже тепло. Ты чувствуешь, как горячо?»

Елена Бачманова, специально для MUSECUBE

В репортаже использованы фотографии с официального театра Большого театра кукол


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.