8dcba2789f2d7db9507838c2ad1dc07c5 сентября Драматический театр на Васильевском открыл новый сезон. В юбилейный-25-й вступили пьесой Антона Чехова «Дядя Ваня» в постановке главного режиссера театра Владимира Туманова.

Несмотря на то, что премьера спектакля состоялась практически год назад, в октябре 2012, желающих увидеть постановку собралось довольно много. Это можно объяснить, как минимум, парой причин. Во-первых, собственно Антон Павлович. Классик, актуальный как никто другой, всегда и везде. Классик, способный разбудить даже в самом статичном зрителе намек на переживания, а порой даже слезы. Во-вторых, режиссерское решение пьесы – Туманову, относительно предыдущих работ, часто приписывают «чеховские мотивы». Теперь же, представилась возможность оценить эти мотивы применительно к произведению самого Чехова, насколько они заиграют красками в спектакле Туманова?

30af501cb180e60c1e3ec00ab82de429Двухактная пьеса игралась на Большой сцене. Центром действия стал огромный стол, вокруг которого происходили все события – разговоры героев, их увлечения друг другом, оправдания, ненависть, поиски ответов и разгадывание тайн. Ведь Чехов-писатель горазд на «узлы», которые по ходу повествования распутать очень сложно, а то и вообще – невозможно. В этом смысле показателен и «Дядя Ваня», где в конце не так-то просто понять, как жизнь каждого из героев пойдет дальше? Ведь спектакль это только «сцены из деревенской жизни», кусочки. А сама жизнь и объемнее, и длиннее, а порой, и страшнее. Однако, эмоциональность и красочность происходящего не оставляет сомнений в «жизненности» сцен – это про людей, про истинно человеческое.

a777b0ada03826fd8c302c1f353f4b53Взаимоотношения героев, которые сами не могут понять, что и к кому чувствуют, сначала кажутся нам любовным треугольником. Потом, приглядись получше, – ан нет: уже какой-то любовный квадрат. Затем неожиданно появляется еще один «мученик высоких чувств». Круг замыкается. Добавьте сюда бытующие в имении чувства упорной ненависти и отвращения, испытываемые некоторыми ролями друг к другу. Чеховская геометрия, формулы и чертежи которой не имеют одного стандартного решения. Еще одна трагедия – бесцельно потраченной жизни, уходящих лет – чувствуется очень тонко и показательно.

Тем не менее, режиссеру-постановщику и актерам Театра на Васильевском удается главное – достичь невыносимого накала, кульминации. Как будто что-то зреет в тебе по ходу спектакля, какие-то оценки, чувства, ожидания. В конце же, в самом конце, – все это вырывается наружу слезами. Финал, бесспорно, оказался самой сильной частью пьесы. Возможно, повлияла на то музыка, возможно работа художника по свету, возможно уползающая в центр стола скатерть, а скорее всего – все вместе. Но ползала, натурально, под занавес «хлюпали» и вытирали платочками под глазами, однако, это не мешало никому аплодировать почти бесконечно. Вообще, отдадим должное, постановка дарит очень много в плане ощущений, переживаний, что ценнее всего.

a29ce2ec1377b7b2d9d7852b9aea3107Актерский состав, состоящий сплошь и рядом из «народных» и «заслуженных», более чем порадовал – Михаил Долгинин (Серебряков), Наталья Кутасова (Мария Войницкая), Сергей Лысов (врач Астров). Но впечатление произвели не только лишь они. Искренне и «на грани» сыграла Соню актриса Надежда Кулакова, восхитительно-обворожительную Елену Андреевну, кажется, никто бы так естественно не показал, как Елена Мартыненко. Главный герой Дядя Ваня, который, если быть откровенным, уступил место главного – чувствам и переживаниям (а именно они выходят на первый план постановки), был сыгран Михаилом Николаевым.

К слову сказать, если этот спектакль вам приглянется, не упустите возможность оценить еще одну постановку по Чехову – в Драматическом театре на Васильевском также в этом сезоне покажут «Водевили».

Инга Бугулова, специально для MUSECUBE.
В репортаже использованы фотографии с официального сайта Санкт-Петербургского театра на Васильевском

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.