Начинается плач гитары.
О, не жди от неё молчанья,
не проси у неё молчанья!
Я твоё повторяю имя
этой ночью во тьме молчаливой,
и звучит оно так отдалённо,
как ещё никогда не звучало.
Федерико Гарсиа Лорка
Она всегда была странная. Мы знали больше её голос, чем её облик, но и голос был странный: весь будто бы из вздохов, как в «Рабе любви», или мальчишеский, как в «Электронике», иногда раздражающий своей непривычностью, когда певица «посягала» на песни Высоцкого – однако не узнать исполнение Елены Камбуровой невозможно и перепутать её с кем бы то ни было, даже по радио – не случалось.
Когда она создала музыкальный театр, это стало вполне логичным шагом и добавило в театральную мозаику столицы яркую бусину, блестящий островок поэзии и вокала собравшихся возле неё артистов и музыкантов. Само помещение этого театра, расположенного под сенью Новодевичьего монастыря, располагает к погружению в эпохи ушедшие: старый буфет, громоздкий кофр, потрёпанный граммофон, выгоревшие игрушки – мы в замершем мире прабабушек. Приятно вообразить себя потомками Цветаевой, приятелями Жака Бреля и Окуджавы, но вполне современные фото артистов труппы возвращают в реальность и актуализируют ожидания: мы всё-таки ищем в театре современность, может быть, не по фабуле, но по духу.
«Маленький принц» подходит для этого идеально. Настоящая сказка никогда не позволит разгадать свою тайну до конца. Какие бы аналогии ни проводили исследователи, почитатели и интерпретаторы – история, сочинённая Экзюпери, ускользает от логического объяснения и не удовлетворяет никаким аналогиям до конца. О чём она? О детях – о взрослых – о звёздных странствиях – о земных страстях? Учить ею или развлекать?
Режиссёр спектакля Денис Сорокотягин пошёл, наверное, единственно разумным путём: позволил истории развиваться, как ей вздумается. Кажущаяся простота такого подхода обманчива. На сцене – обломки аэроплана среди фанерных барханов (декорации и костюмы Александры Хариной), солнце – оно же экран для проекции «песчаной графики» Александры Ерпылёвой (Пилот ведь потерпел аварию над Сахарой, какие у него могут быть иные средства для изображения пережитых… событий? видений?). Главной героине – точнее, героям (Елена Камбурова выступает в двух ипостасях сразу, Пилота и Маленького Принца, плюс нескольких второстепенных персонажей) – помогают артисты театра Юлия Зыбцева (капризная Роза и циничная Змея) и Данил Можаев (бесшабашный Лис, зацикленный «Деловой человек»). А за декорациями не очень-то и скрываются музыканты: Дарья Барскова (скрипка), Петр Тишков (флейта) и Денис Сорокотягин (по совместительству – клавиши). Никто не пытается убедить нас, что происходящее реально, или поразить спецэффектами. Главный спецэффект здесь – Елена Антоновна.
«Маленький принц» – новый опыт Камбуровой в драматическом театре. Догадаться без справки невозможно, да и после сложно поверить, что предшествующая работа, «Антигона» (постановка О. Кудряшова), состоялась более десятка лет назад. Актриса в свои, чего скрывать, значительные годы «несёт» действие на себе с лёгкостью, проникновенно и с большим юмором. Возможности её голоса позволяют передать и грубоватый тембр Пилота, и тонкий голосок Принца, и хриплые тирады Пьяницы, и высокомерный пафос Самодержца – да что там, даже гигантские, страшные баобабы возникают перед нами как живые и заставляют вместе с Принцем искать любые способы выполоть их ростки, пока они не погубили маленькую планету. (Рискну провести параллели и замечу: такой уровень драматической выразительности, достигаемый одними модуляциями голоса, когда-то был свойственен Ф. Г. Раневской, а среди нынешних актрис музыкального театра, способных на подобное, я могу назвать только Оксану Костецкую).
Два голоса Елены Камбуровой – детский и взрослый – говорят в спектакле (хочется сказать «одновременно», настолько естественно это звучит) важную фразу: «Я тогда совсем не умел любить…» – и вспоминаются слова посвящения повести Экзюпери: «…все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.» Может быть, мы «не помним», потому что «не стали»?
Елена Трефилова специально для Musecube
Фотографии Ксении Логиновой можно увидеть здесь
Добавить комментарий