Фестиваль «Фундамент» в БТК: я очутился в сумрачном лесу

Фестиваль «Фундамент» в БТК: я очутился в сумрачном лесу
Использована фотография из официальной группы Большого театра кукол ВКонтакте

Большой театр кукол известен своей любовью к творческому поиску, выразительным экспериментам, глубокому погружению в серьезный материал. Не так давно там решили сфокусировать свой взгляд на «Божественной комедии» Данте Алигьери и выудить оттуда новые актуальные смыслы, найти созвучия с днем сегодняшним, проинтерпретировать бессмертные строки, вдохновиться сюжетом в целом, наконец. С 26 сентября по 1 октября легендарное здание на Некрасова, 10  превратилось в серьезную исследовательскую творческую лабораторию с насыщенной бурлящей жизнью. Помимо показов разнообразных эскизов, их крайне эмоциональных обсуждений, программа фестиваля, получившего название «Фундамент», включила в себя лекции и круглый стол.

Очевидно, что целиком «Божественная комедия» ни при каких условиях не была бы рассмотрена за несколько дней, поэтому для начала было решено отправиться прямиком в ад. Не откладывая и не мешкая. Впрочем, данное направление в каком-то роде самое что ни есть верное, ведь для многих именно эта часть поэмы ассоциируется с самим произведением в общем и целом. В памяти сразу вспыхивает зловещее адское пламя, верный спутник Данте Вергилий тоже где-то рядом. Кроме того, осознанно взятый  на геенну огненную курс фактически давал режиссерам карт-бланш на трактовки, интерпретации, переосмысления классического сюжета. Ведь не секрет, что ад – он у каждого свой.

В качестве оригинальных (но при этом удивительно тонко и точно вписанных в общую канву) перебивок фестивальных показов зрителям предлагали остроумные кукольные интермедии от молодых студентов новой мастерской Руслана Кудашова. В наш век, когда спойлеров многие боятся на каком-то запредельном уровне, такой ход выглядел едва ли не поистине бесовским бунтом. Помимо определенной эмоциональной подготовки к грядущему, помноженный на ликбез в отношении громоздкого сюжета, перформеры представляли безмолвные пластические этюды на заданную тему. Иногда предполагалось, что зрители и гости фестиваля воспользуются обратной связью, разделят эту увлекательную  игру – и вот ад в той или иной мере можно было испытать уже непосредственно на себе.

Режиссеры были максимально свободны как в форме своих эскизных высказываний, так и в используемых сюжетных линиях поэмы. Кто-то детально воплощал конкретные фрагменты текста, кто-то же просто брал его в качестве общего источника вдохновения и создавал высказывание, в целом вдохновленное «Божественной комедией». Так, Алексей Егоров создал свой мини-спектакль «Ересь», не следуя буквально тексту Данте. Его эскиз был весьма остроумной (но в духе черного юмора!) вариацией на тему христианства. При формально несерьезном внешнем обрамлении режиссер затрагивал глубинные проблемы религии. Как изначально благая идея вдруг превращается в жестокое орудие наказания? Всегда ли еретик – отступник и преступник? Так ли уж непоколебима и чиста вера? Все эти сложнейшие вопросы разворачивались в кроваво-красных декорациях, которые вызывали явные ассоциации с творческими мирами Дэвида Линча. Замечательно проявили себя и артисты: Вадим Белопухов (Еретик) и Александра Ионова (Вера).

Владислав Тутак, известный своим точным и тонким режиссерским подходом, представил эскиз «Мухи». Здесь зрителям был представлен сюжет XVI-XVII песен, и тут уже своими глазами можно было увидеть и самого Данте, и верного его спутника Вергилия, и даже возлюбленную поэта Беатриче. Сами персонажи выглядели изящно и печально, а общая атмосфера эскиза явственно напоминала лучшие образцы советской кукольной мультипликации.  И даже ад казался полноценно зримым, физически осязаемым.

Алена Волкова воплотила свой эскиз «Смоль» в виде суда над Данте. Суд этот был изображен в нарочито фарсовой манере, но именно от этого он становился поистине страшным. К тому же, некоторые реплики артистов немедленно рождали ассоциации с достаточно актуальными современными событиями – и связь времен возникала буквально на глазах. Гипербола и гротеск, взятые здесь в качестве основных приемов, лишь усиливали ощущение ужаса. На контрасте с представителями судебного процесса (артисты  живого плана в черно-белом гриме, в черных же обтягивающих костюмах замечательно воплощали своих персонажей)  покорно, тихо и едва ли не мученически существовала одинокая кукла – поэт Данте Алигьери. Это рождало массу важных смыслов и дарило совершенно удивительные эмоции.

Очевидно, такой подробный разбор важнейшего шедевра мировой литературы станет хорошим творческим импульсом для всего театра. Возможно, не за горами отдельная полноценная постановка, инспирированная прошедшим фестивалем «Фундамент». И зрители совершат это непростое, но значимое путешествие по сюжету «Божественной комедии».

Марина Константинова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.