Где же лучше? Где нас нет!

чаадский1Пятничный вечер ознаменовался потрясающим событием. На сцене Московского театра «Геликон-опера» состоялся очередной показ оперы Александра Маноцкова «Чаадский» в постановке режиссера Кирилла Серебренникова, буквально накануне удостоенного театральной премии «Золотая Маска» за режиссуру данного произведения. Стоит отметить, что постановки или служащие театра были заявлены в 13 номинациях этой престижной премии. И помимо оперы «Чаадский» наградой отмечен спектакль «Семь смертных грехов». Экспертным советом он был  признан одним из самых значимых спектаклей сезона 2016-2017 и попал в Long List фестиваля. Что ж, награды абсолютно заслуженные.

Московскому театру «Геликон-опера» присущ свой фирменный стиль – традиционно нетрадиционное прочтение классики. Опера «Чаадский» не стала исключением. На сегодняшний день это одна из самых зрелищных, серьезных и  необычных постановок театра. Неизменно «Чаадский» собирает полные залы самой искушенной публики, среди которой можно подчас заметить известных артистов театра и кино, модных дизайнеров, да и просто медийные лица.

 чаадский2Классика актуальна во все времена, а в сочетании с современной музыкой и смелой режиссурой  Серебренникова постановка получилась как всегда чем-то большим, нежели просто сочинением на злобу дня. «Чаадский» продолжает цикл спектаклей Серебренникова по русской классике, начатый еще в МХТ («Мещане», «Лес», «Господа Головлевы», «Киже») и продолженный уже в «Гоголь-центре» («Мертвые души», «Обыкновенная история», «Кому на Руси жить хорошо»).  При этом в «Чаадском» либретто оперы практически не изменило классическую основу произведения, оно только дало прекрасное оперное звучание  текстам Грибоедова и Чаадаева.  А  слова  при этом начали  звучать так, будто написаны они здесь и сейчас.

Сложность и необычность вокальных партий – тоже одна из  узнаваемых особенностей фирменного стиля «Геликон-оперы». Автором музыки данной постановки выступил Александр Маноцков, известный петербургский композитор, пишущий во многих жанрах – от авангарда до церковной музыки. Человек необыкновенного таланта. Автор нескольких опер, который к тому же является обладателем Золотой Маски (2011 г.) за оперу «Гвидон» в номинации «Эксперимент». Также Александр работает в области пространственных инсталляций, музыкальных действ site-specific.

Несмотря на то, что это опера и в ней поют (хочется отметить, поют  прекрасно), атмосфера спектакля читаема, узнаваема и понятна зрителю. И хотя Кирилл Серебренников поставил свой спектакль, взяв за основу грибоедовские времена и оригинальные тексты, в результате получилась донельзя актуальная действительность нашего социума, где мир поделён на две части: богатые и бедные, «наши» и «чужие», «здоровые» и «сумасшедшие». А определенные детали в спектакле просто указывают и иллюстрируют время: офисные костюмы и спортивная одежда, тренажёры ичаадский3 неоновые вывески… Кстати, автором  костюмов в этой постановке также выступил сам режиссер Кирилл Серебренников. Он показывает нам два мира: Мир успешных, богатых людей, одетых по последней моде, и мир тех, кто эту жизнь обеспечивает – работяги: в трениках, чумазые, обычные, безнадежные. По замыслу Серебренникова, они как атланты держат поверхность, на которой существуют богатые и счастливые. Сценографически это решено так – певцы (богатые и счастливые) ни разу не спускаются на землю, перемещаясь в пространстве на чужих плечах – их носят весь спектакль на специальных платформах. На платформах члены высшего (во всех смыслах) общества будут заниматься всем, чем угодно, тем, чем они и сейчас каждый день занимаются: секс, сплетни, тренажеры, обсуждения и осуждения. И все грибоедовские герои  узнаваемы и имеют те же отрицательные качества, что и несколько веков назад. Пороки и страсти одинаковы на все времена. Кто они сейчас? Какие они сейчас?

чаадский4Крутой босс Фамусов (Александр Киселёв) в дорогом костюме самоуверенно отдает приказы, не менее самоуверенная Софья (Ольга Спицына) – его дочь, любовница своего личного тренера Молчалина, крутит педали велотренажера. Лебезит не своим голосом «чего изволите» двуличный карьерист Молчалин (Дмитрий Янковский), который тянет все время фальшивый дискант, обретая собственный  голос только в заигрываниях с Лизой. Лиза (Анна Гречишкина) – любовница-секретарша Фамусова и любовница Молчалина на самом деле страдает по человеку из народа «Петруше» (Иван Лукин). Сцена мытья «Петруши» стоит отметить одна из самых пикантных в этом спектакле. Ладный чиновник в дорогих очках, занимающий руководящий пост Скалозуб (Алексей Егоров), скачет верхом на плечах рабочего – вот уж где символизм. Загорецкий (Анатолий Пономарёв) – звезда шоу-бизнеса в белом костюме с пайетками. Княжны на балу, тетушка (Елена Ионова) – люди, говорящие банальности и эхом повторяющие чужие слова. Все эти герои создают эффект толпы, толпы которая будет травить инакомыслящего. Чаадский (Михаил Никаноров) выступает в этом спектакле как неформал в черной толстовке с капюшоном.   А ведь он провозглашал гуманность, уважение к простому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли. Он ратовал за прогрессивные идеи, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению. Смысл жизни он видел в служении народу, Родине, а не прислуживанию лицам.  Но в современной действительности, как в принципе и раньше, индивидуальность и тема лишнего человека все еще актуальны. Чаадский не понимает, как ему быть, мир вокруг него рушится. В отчаянии он ищет выход из этого мира. Мир Чаадского — это не мир сумасшедшего. Ведь в самом деле, наибольшее отчаяние чувствуется именно от невозможности отстоять те ценности, те мысли и идеи, которые кажутся тебе принципиальными, важными, сущностными, основополагающими, а все вокруг, сговорившись, считают, что все — ровно наоборот.  И от того, насколько банальны и вместе с тем остры реалии лишнего человека, несогласного с мнением толпы, все это выглядит смешно и жутко одновременно.

чаадский5О «Чаадском» на сцене «Геликон-оперы» нет смысла говорить только как об опере. Это полноценный драматический спектакль в контексте традиционного оперного жанра. То, с каким энтузиазмом, драйвом и артистизмом солисты «Геликона» воспроизводят невероятный звуковой материал, не может не вызывать восхищение. Несмотря на то, что постановка достаточно молода – ее премьера состоялась 01 июня 2017 года – она по праву является исключительным, всегда ожидаемым событием в музыкальном  и театральном  мире, проходящим с неизменным аншлагом. Так случилось и в этот раз!

Автором идеи создания оперы стал известный художник и продюсер, заслуженный деятель искусств России Павел Каплевич.
Режиссер-постановщик: Кирилл Серебренников
Музыкальный руководитель, Дирижер-постановщик: Феликс Коробов
Художник-постановщик: Алексей Трегубов
Режиссер: Денис Азаров
Художник по костюмам: Кирилл Серебренников
Режиссер по пластике: Евгений Кулагин
Ассистент режиссера: Константин Камынин
Ассистент художника по костюмам: Тамара Эшба
Художник по свету: Оскарс Паулиньш
Продюсерская группа: Павел Каплевич и Диляра Тимергазина

Виктория Стребкова специально для Musecube

Фоторепортаж Марины Тарасовой смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.