ГИТИС, «Дачники» и особняк Носова

Фотография предоставлена пресс-службой РГБМ

Дипломные спектакли режиссерского факультета ГИТИСа – это всегда молодость, талант, задор и множество творческой фантазии. Спектакль «Дачники» по пьесе Максима Горького стал выпускной работой 5-го курса заочного отделения режиссерского факультета. 1, 4 и 5 февраля в 19:00 актёры ГИТИСа (мастерская Владимира Байчера и Тимофея Сополёва) представили в Особняке Носова, филиале Российской государственной библиотеки для молодежи, спектакль, который сами назвали «иммерсивным спектаклем-променадом».

Особняк построен в 1903 г. по проекту выдающегося мастера русского архитектурного модерна Л.Н. Кекушева. Принадлежал старообрядческому купеческому роду Носовых. Этот особняк в свое время стал одним из самых запоминающихся объектов «бесстыдного стиля – модерна», который в то время выражал всю эстетическую направленность эпохи начала ХХ века, с ее буржуазным декадентством, вседозволенным эстетством и тревожным ощущением начала конца. При советской власти в особняке располагались различные учреждения, последними из которых были общежитие и детский сад. Непростой процесс «возрождения» этого памятника истории и культуры начался в начале 90-х годов прошлого столетия по инициативе Российской государственной юношеской библиотеки и на средства Министерства культуры Российской Федерации.

В настоящее время это молодежный историко-культурный комплекс, открывший свои двери всем, кто интересуется историей отечественного предпринимательства, модерном как художественным стилем, культурой «Серебряного века». Здесь размещены историко-документальные экспозиции, посвященные семье Носовых, творчеству архитектора Л.Н. Кекушева, тематические экспозиции музейно-выставочного центра «История отечественного предпринимательства».

При всем при этом, важно отметить, что пьеса «Дачники» и особняк – практически ровесники, поэтому перенос действия в особняк на Электрозаводской вполне уместен.

Режиссер В. Г. Байчер сказал перед началом представления: «Мы играли этот спектакль в ГИТИСе, а потом мы приехали сюда, и нам здесь очень понравилось. Удивительно, что эта пьеса была написана в тот же год, когда Лев Кекушев построил этот особняк. И вообще, тогда это были дачные места. Это спектакль-бродилка. Сейчас так модно, мы в тренде. У Горького четыре картины, и каждая картина будет происходить в разных пространствах. Актеры будут вам помогать перемещаться по этому дому, вы посмотрите заодно, какой он прекрасный. Спектакль идет 2,5 часа с антрактом, мы сократили пьесу в два раза – специально для вас. Над этим спектаклем работала целая режиссерская группа, которая состояла из вашего покорного слуги, который придумал конструкцию спектакля, и с актерами работал как режиссер-педагог Сергей Каюмович Шакуров».

Театр начинается с вешалки, а «Дачники» в носовском особняке начинаются с лестницы. Шикарное пространство, стены которого обиты натуральным деревом, резные перила в духе модерна, фантастическое кекушевское окно с разлаписто расположившейся на нем монстерой – это тот самый нужный для спектакля антураж. Зрители располагаются на лестнице, на подушках, а актеры размещаются, буквально, везде. Сидя даже среди зрителей (от них актеров отличает только отсутствие бахил), персонажи появляются в мизансценах нарочито внезапно, как будто ниоткуда.

Начинается постановка с великолепной Юлии Филипповны (Юлия Пилипович), актрисы и обольстительницы. Она появляется во всей своей красе, в элегантном платье, невероятно манкая и притягательная, в компании с Николаем Замысловым (Мирослав Душенко/Алексей Андросов) и гитарой. «Не уходиии, побудь со мнооою» звучит в стенах особняка удивительно гармонично, но в то же время устало и трагично, как бы задавая весь тон постановке.

Фотография предоставлена пресс-службой РГБМ

«Дачники» — удивительная пьеса, со множеством действующих лиц. Она как будто бы нарочно писалась для выпускного спектакля – редко где, да пожалуй, только в горьковских пьесах можно показать (почти!) весь курс.

Персонажи все получились очень выпуклые, рельефные, глубокие. Видно, что артисты погрузились в психологию своих образов так, что им удалось добиться стопроцентной органики. Немного легкомысленный, не погруженный в настоящую жизнь Басов (Эренцен Авякишев/Дмитрий Миронов), эстетствующая поэтесса в леопардовой тунике Калерия (Деолгира Канкаева/Антонина Кравцова), циничный снаружи, но ранимый и чувственный Влас (Евгений Петров), мужлан-супруг Юлии Филипповны Суслов Петр Иванович (Виталий Максименко), уставший от жизни и ноющей жены доктор Дудаков Кирилл Акимович (Ахра Чанба), истеричная и зависимая от мужа и окружения, сплетница Ольга Алексеевна (Екатерина Волкова), забредший случайно на огонек к Басовым и «потерявший своего читателя» писатель Алексей Сусов, Рюмин (Григорий Пахомов) – эксцентричный и слишком нервный философ, железная леди Марья Львовна (Юлия Проскурякова), юная Соня, ее дочь в образе подростка из тик-тока (Мария Шувалова/Светлана Мочалова), возлюбленный Сони студент-хипстер Зимин (Дмитрий Сухотерин/Антон Мараховский), ленивый дядя-миллионер в подтяжках Двоеточие Семен Семенович (Александр Маврин). И конечно же, центральный — связывающий их всех — образ Варвары Михайловны (Анастасия Чемоданова/Дарья Цимбал).

Иммерсивность в спектакле присутствует, но она ненавязчива. Скорее, зритель не участвует в действии, а просто перемещается из комнаты в комнату. В популярных коммерческих иммерсивах зритель часто задействован больше, он может являться даже и полноправным участником постановки. В спектакле больше классики, просто сыгранной в разных комнатах и на лестнице.

Второе действие постановки проходит в гостиной носовского особняка с шикарным камином, но само действие перенесено на улицу, дачники жарят шашлык на мангале, поставленном на аккуратно постеленный кружок искусственного газона. Это нарочитая ненатуральность сцены создает больше вопросов: а так ли важно было бы уводить эту сцену за пределы дома, если мы все находимся в шикарном пространстве? Почему не использовать сам особняк, как это сделано в двух действиях на лестнице и финальном – в верхнем зале? Большей частью второе действие неловко вываливается из спектакля.

Третье действие на лестнице, где зрители уже развернуты к шикарному окну, проходит почти в темноте – именно здесь вскрываются все боли и тайны героев, и вся эта часть – абсолютное браво.

Тем не менее, ГИТИСовская постановка выстроена калейдоскопом дуэтных сцен. В основном персонажи взаимодействуют именно вдвоем, редко сплетаясь в трио – и в конце мы приходим к массовой сцене, где взаимодействуют все, и даже появившийся в конце второго действия пистолет обязательно выстрелит. Финальное действие случается в светлом (контрастном после темной лестницы) зале наверху, за накрытым настоящими яствами столом. Зритель оказывается за этим столом как соучастник, заглянувший в замочную скважину дачной жизни, тех людей, написанных Горьким, которые осознавали глубину своей ничтожности, скрытой за роскошью и блеском модерна.

Юлия Зу специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.