«Гроза» с частушками и саксофоном

 

7 марта Драматический театр на Васильевском представил свою версию пьесы Островского «Гроза». По задумке режиссера Владимира Туманова, уже сотни раз поставленное произведение классика должно предстать в новом для зрителя свете – предельно современном и максимально удаленном от школьных уроков литературы.

 

 

История любви и измены, греховности и раскаяния, воли и слабости, веры и неверия воплотилась в трехчасовую постановку, которую, пожалуй, все-таки интереснее смотреть помня свое школьное сочинение, статью Добролюбова и, конечно же, сам сюжет и героев пьесы.

 

 

Любопытно сравнивать образы, анализировать различия в характерах и декорациях, подмечать новшества и привнесенную режиссером символику.

 

 

У Туманова все начинается в лодке, все действие крутится вокруг нее. В ней умещается весь город Клинов – все эти герои в одной лодке, прозрачно намекает режиссер.

 

 

Открывается занавес и перед зрителем – картина беспроглядного пьянства. Иллюстрация болотной мещанской среды? Болотной, наверняка, не зря же на сцене лодка, на которой уплыть героям далеко не удается. Но вот мещан сто лет как не существует, а персонажи из лодки все еще актуальны для зрителя. В первом действии у Туманова действующих лиц больше, чем у Островского. У Кулигина в собутыльниках Кудряш, Шапкин и новый герой – немой гармонист. Благодаря последнему эта троица чем-то напоминает знаменитых Труса, Балбеса и Бывалого. Герои пьянствуют и злоупотребляют фольклором – песнями и частушками. Типичная русская деревня, типичные русские мужики. А, может, даже и не деревня. Такие, как Кулигин, пожалуй, встречаются, в подворотнях на окраинах всех городов России (в одной из сцен он даже садится на корточки, явно пародируя современного гопника). Все сцены с Кулигиным, диалоги и беседы комичны и колоритны. В похожем свете предстает и купец Дикой. Его деспотической натуры почти не видно. Он комичен, неуклюж и постоянно безобидно пьян. Зал смеется над ними от души, этого ли ждалось от драмы?

 

 

Борис появляется в костюме, шляпе и с саксофоном – он точно из другого города, и, скорее, даже континента и эпохи. Но вся эта «американщина» 1960-х быстро уходит. Пьет Борис совсем по-русски. Он быстро оказывается в лодке, хоть и кажется в ней чужаком. Интеллигентный, образованный, но слабохарактерный и добродушный – почти как у Островского.

 

 

Зритель с нетерпением ждет женские образы. Деспотичная свекровь и бедная замученная Катерина помнятся из пьесы больше других. Но, кажется, что в спектакле акценты расставлены по-другому, режиссер увлекается изображением картин пьянства, задерживая выход главных героинь.

 

 

Наконец они появляются — каждая со своим характером. Кабаниха — властно с Тихоном под руку, Катерина — робко и грустно, Варя — кокетливо и смешливо.

 

 

На «Грозу» Туманова стоит сходить хотя бы ради Кабанихи, которую талантливо играет народная артистка России Наталья Кутасова. С хитрой улыбкой любимая многими актриса действительно колоритно раздражает. В роли Екатерины – лауреат премии Правительства России Елена Мартыненко. Главная героиня кажется серьезной и зрелой, Катерина Островского представлялась более хрупкой, может быть, потому что это было в школе. Но «Гроза» Туманова вряд ли создана для облегчения освоения школьной программы, спектакль рассчитан на публику, уже знакомую с «Грозой», публику, которая уже когда-то переживала за Катерину и теперь может просто вспомнить, как это было. В целом у Туманова Катерина так любит Бориса и так сходит с ума после своей измены, что ей не успеваешь сочувствовать, за ней просто наблюдаешь — все это похоже больше на пародию, чем на трагедию несчастного «луча в темном царстве».

 

 

Насколько Катерина сдержанная и рассудительная, настолько ее супруг Тихон нервный и неуравновешенный. В первый же сцене он, дурачась, обменивается головными уборами с женой: надевает ее платок, отдавая ей свою кепку, как бы сразу расставляя роли в их семействе. Крученный и слабохарактерный пьяница Тихон вызывает жалость, как и положено. Но в отличие от Островского, режиссер не даст ему право последнего бунта. В спектакле он до конца останется безмолвным «маменькиным подкаблучником». А после разоблачения Катиной измены еще и по необъяснимым причинам у него откажут ноги (видимо от горя).

 

 

В целом, в постановке много юмора, частушек и песен. Эффектный финал, к которому не хочется давать «спойлеров», чтобы сохранить впечатления для будущих зрителей. Туманову удалось осовременить классику, по-своему «освежить» героев, и сделать из драмы комедию, полную пародий на знакомых со школы героев.

 

 

Юлия Земскова, специально для MUSECUBE

 

В репортаже использованы фотографии Театра на Васильевском


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.