И неясно, где обида, а где месть…

И неясно, где обида, а где месть…Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман… (А.С. Пушкин)

«Говорить правду — все равно что делать поворот

на скорости шестьдесят миль в час.

А в жизни столько опасных поворотов…»

 

В Год театра у Театра Дождей свой Юбилей – 25 лет одному из любимых зрителями спектаклей «Опасный поворот» по пьесе Дж. Б. Пристли. Даже не верится, что уже четверть века спектакль идёт в стенах этого камерного театра при полном зале и с неизменным успехом. Считаю, что петербуржцам повезло увидеть одно из самых известных и, может быть, даже лучшее произведения для театра английского классика, претерпевшего уже с десяток экранизаций, но не так часто воплощаемого на сцене. Тем более, что актёрский состав настолько профессионально и прочувствованно проживает свои роли, что обеспечивает публике полное погружение в эпоху и характеры того времени, одновременно держа в напряжении зрителей до самой кульминации.

 

Давайте совершим путешествие в атмосферу постановки. Перед нами уютная английская гостиная в зелёных тонах: диванчик, плюшевое кресло, столик красного дерева на изогнутых ножках, столешница с зелёным сукном, небольшой бар и изящная этажерка в углу. С краю расположился круглый письменный стол с приставленным к нему стульчиком. За ним журналистка и писательница Мод Мокридж (Елена Кашинцева), внешне напоминающая Дарью Донцову, сочиняет очередной детектив. В обстановке гостиной один за другим появляются персонажи пьесы. Это три дамы в вечерних туалетах. Хозяйка дома Фреда (Елена Сапронова) в сером, мышиного оттенка, ассиметричном костюме, худощава и строга, с прямыми русыми волосами. Приятельница и сослуживица её супруга Олуэн, исполненная Юлией Ахмедшиной, интересная брюнетка в бордовом кардигане и чёрных брюках. И супруга брата Фреды, Бетти (Екатерина Кожевникова), красивая и эксцентричная девушка в обтягивающем бежевом платье, сверкающем крупными пайетками. Дамы слушают по радио пьесу со странным названием «Спящий пёс». В финале вдруг раздаётся выстрел и следующий за ним женский крик.

 

В гостиную друг за другом входят мужчины: Роберт, исполненный Александром Ивановым, хозяин дома, с прямыми и резкими чертами лица, выдающими его прямолинейный и бескомпромиссный характер, его шурин Гордон, чем-то напоминающий Пьера Ришара (Александр Маков), в галстуке-бабочке, с пышной шевелюрой и неуравновешенным вспыльчивым нравом, Чарльз Стэнтон (Александр Клемантович), деловой партнёр мужчин, ироничный и изворотливый, но при этом проницательный и находчивый, что и помогло ему в своё время дослужиться из младших клерков до руководителя фирмы. На всех троих строгие деловые костюмы – недавно они стали директорами и отмечают своё повышение в этой «миленькой маленькой компании». И всё бы шло гладко и приятно, вечер обещал быть тёплым и непринуждённым, если бы не одна деталь… В сущности, безделушка. Музыкальная папиросница, доставшаяся Роберту в наследство от трагически погибшего год назад при невыясненных обстоятельствах брата Мартина…

И неясно, где обида, а где месть…

Хитрая и искушённая в житейских сплетнях мисс Мокридж, уцепившись за оговорку Олуэн насчёт музыкальной шкатулки для папирос и потянув за эту ниточку, разматывает целый клубок житейских и деловых интриг. Воспользовавшись склонностью хозяина дома к правдоискательству, она выворачивает всю подноготную «миленькой маленькой компании» так, что Роберт, до этого с уважением относившийся к жене и идеализировавший свою невестку Бетти, а также считавший партнёров по бизнесу порядочными и преданными делу людьми, вдруг оказывается у разбитого корыта.

 

Потрясает драма главного героя: так отчаянно пытаясь вывести всех на чистую воду, желая узнать всю правду о гибели брата, он оказывается не в силах справиться с крушением выдуманного им самим мира, не в состоянии принять жестокую правду жизни. И, ретировавшись из вмиг опостылевшего общества, он вдруг понимает, что впереди только пустота и никакого завтрашнего дня, способного подарить новую надежду и иллюзию, уже не будет… «И даже любовь не поможет сорвать стоп-кран!». Закольцовывая пьесу, раздаётся тот самый злополучный выстрел и следующий за ним женский крик. Наступает темнота.

 

Чтобы сгладить трагическую концовку, опять включается радио, и «пары танцуют фокстрот». А что это, танцы на палубе тонущего корабля или альтернатива жестокой правде жизни, где «всё могло быть иначе», решать зрителю.

 

Приятно, что в театре много постоянных зрителей, которые ещё перед закрытыми дверями до начала спектаклю собираются, чтобы обсудить события из жизни любимого театра, и обмениваются впечатлениями о театральной жизни северной столицы. На юбилей спектакля они принесли большие букеты цветов и новогодние корзиночки для любимых артистов, так что никто не остался неодаренным к годовщине популярной постановки и в канун нового года. Как же приятно было видеть счастливые глаза актёров, не раз вызываемых на бис, и несмолкающие зрительские овации, пусть в совсем небольшом, но таком тёплом и уютном зале театра!

 

 

Марина Чистякова специально для Musecube

Использованы фотографии с официального сайта театра


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.