Петербургский зритель вновь смог увидеть потрясающую интерпретацию Валерия Фокина гоголевской комедии «Ревизор» на сцене Александринского театра.
Валерий Фокин большой любитель творчества Н.В. Гоголя, он не раз обращался к его текстам, к примеру, над пьесой «Ревизор» он работает уже в третий раз. И эта александринкая версия отличается своей оригинальной подачей, отражающей современную эпоху. В данной версии властвуют три архетипа. Во-первых, образы давней исторической премьеры, во-вторых, реминисценции из гениального спектакля Всеволода Мейерхольда, поставленного в ГОСТИМЕ в 1926 году и, конечно же, отражения самого Петербурга — не только того, гоголевского, но и сегодняшнего открывающегося нам и своим величием, и своими саркастическими гримасами. Примечательно еще то, что первые комедия была поставлена именно в стенах Александринки в 1836 году, сам В.Н.Гоголь принимал активное участие в подготовке. А всего в Александринском театре были поставлены более десяти различных версий этой бессмертной комедии. И каждая особенная, оригинальная, авторская. Их объединяет лишь бесценный текст, пропитанный ироничным сарказмом, юмором и гоголевской иронией.
Бесспорно, и сегодня сюжет пьесы остается актуальным и находит отголоски в каждом из нас. В повседневной жизни мы совершаем не самые примечательные поступки и зачастую не готовы к появлению ревизора в своем быту. Поэтому житейский абсурд, страх ответственности за допущенную халатность, алчность, скупость, жадность и другие человеческие пороки могут привести к самым непредсказуемым последствиям.
Эту знаменитую, до безобразия нелепую, казусную ситуацию, которую еще в ХIХ веке мастерски описал Н.В.Гоголь, сегодня также мастерски представили актеры, задействованные в постановке. Профессионализм и эмоциональность игры не перестает удивлять зрителя.
Ключевой персонаж сцены, из-за которого и образовалась вся неразбериха – Хлестаков у Фокина представлен мелким бесом, довольно мрачной фигурой. Этот образ сумел передать талантливейший актер, любимец публики – Дмитрий Лысенков. Эмоциональность, выразительность и искрометный юмор сделали свое дело. Иногда чувствовался надрыв и неоправданные усмешки, но все это незаметно растворялось в общей картине. Единственное, что оставило неприятный осадок внутри, это щедрая доля похоти и пошлости, на которую невозможно закрыть глаза. Зачастую грань между юмором и пошлостью тонка, и нужно уметь чутко ощущать ее, чтобы не допустить перевеса в пользу непристойного.
Приятно порадовала музыкальное сопровождение, чему мы обязаны музыкальному руководителю Ивану Благодеру. В спектакле принимает участие вокальная группа «Ю» и являлась ярким дополнением общей картины.
Считаю необходимым напомнить, что спектакль — лауреат Государственной премии Российской Федерации, Национальной театральной премии «ЗОЛОТАЯ МАСКА» и Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «ЗОЛОТОЙ СОФИТ». Поэтому, безусловно, заслуживает зрительского внимания и самых лестных откликов.
Виктория Федоренко, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии с официального сайта Александринского театра
Добавить комментарий