О любви и трамваях

16 апреля в Театре эстрады имени А. Райкина состоялась премьера музыкального спектакля «Шел по городу трамвай». В главных ролях были заняты — Георгий Штиль, Сергей Лосев, Михаил Сливников, Мария Рочева, Сергей Миронов, Кристина Цылева и другие замечательные актеры различных петербургских театров.

Все действие происходит в трамвае № 6, следующем по маршруту улица Кораблестроителей – Финляндский вокзал. На сцене мы видим кабину водителя (без водителя) и зал, вполне достоверный, с сиденьями и поручнями. Главный герой – сам трамвай, а именно его человеческое воплощение – Трам Трамыч (так его ласково назвал ребенок – постоянный пассажир). Не менее важные герои: кондуктор Валентин Павлович (бывший военный), мальчик Петя, влюбленная пара Роман и Катя, а также два отрицательных героя, номенклатурных личности – товарищ Зыбких и товарищ Квасова.

Итак, о чем же этот спектакль? О любви. Моряк (пока береговой) Роман влюбился с первого взгляда в попутчицу по вагону Катю, но не решился подойти. И теперь он каждую субботу, в увольнение, ездит с цветами по трамвайному маршруту, ищет ее. И он ее обязательно найдет. Он грустит, но не сдается.
«Не плачь, ты же моряк» — говорит ему Петя. «Я не плачу, я переживаю» — отвечает Рома.

Еще этот мюзикл о детстве. Разумеется, счастливом. Мальчик Петя мечтает стать моряком, грезит о кораблях и постигает жизнь, ее смысл и такие важные вещи как любовь, расставание, дружба, счастье. Он смотрит на мир широко открытыми глазами, как все дети, и делает успехи в своем личностном развитии. Петя помогает встретиться влюбленным, он хочет делать добро и поэтому поет: «Если даришь радость людям, сам счастливым станешь ты». Трам Трамыч, которого видит поначалу только он, ребенок, учит его доброте и участию, и вот уже он сам «воспитывает» Валентина Павловича, который ругает влюбленную парочку, милующуюся на заднем сиденье: «Вам же вежливым быть положено и добрым же, что же вы на людей-то бросаетесь?».

Этот спектакль и о старости и опыте. Трам-Трамыч несколько раз говорит Пете о том, что он «старый, никому не нужный, немодный». Но по ходу действия он понимает — трамваи нужны людям, ведь это самый романтичный транспорт нашего города, он объединяет всех своей особой, ни с чем не сравнимой сказочной атмосферой. И старый трамвай начинает снова верить в себя, и как будто от этого молодеет на глазах. А кондуктор, Валентин Павлович, у которого три внука и все девочки? Сначала он говорит первым пассажирам: «Знакомые все лица, и чего вам всем не спится?», ворчит на молодежь за то, что встал трамвай: «Допелись, доплясались и сломались». Но вот он уже общается с Трам-Трамычем как со старым другом, поет с ним вместе песню, спорит с номенклатурными работниками о судьбе трамвая, танцует, давая фору молодым.

Также спектакль о том, какие перемены могут произойти с человеком. Так, товарищ Зыбких, который проводит проверку трамвая, чтобы снять его с маршрута, и читает рэп «Нанотранспорт мы создать смогли, зачем нам трамваи», вдруг меняется. Он очеловечивается, когда видит вокруг себя (в вагоне) столько добрых и любящих людей. Правда, для этого его пришлось «приклеить» к сиденью, чтобы он не смог выйти из трамвая и пойти на доклад к начальству (к самому главному). И вот уже он, человек, который считает себя необязанным тратить средствА на билет, так как слуга народа и делает все, чтобы ему (народу) жилось («еще лучше?» — спрашивает кондуктор). И вот уже Зыбких танцует зажигательный танец с товарищем Квасовой, а правительство под влиянием его доклада, сказало «да» трамваю № 6.

И, конечно, это спектакль о Санкт-Петербурге, о нашем с Вами, «обетованном» городе. Мы слышим название следующей трамвайной остановки, и даже от этого становится как-то светлее на душе. Александровский парк, Финляндский вокзал, метро «Спортивная» («На этой остановке я когда-то был счастлив. Ах, Клавдия» — вздыхает Валентин Павлович), музей трамваев — спектакль дает очаровательному рекламу этому музею песней «Пора в музей» — бери семью, бери детей». Каждый вспоминает что-то совсем свое, связанное с этими местами. Город наш славится не только дворцами, мостами и парками, а и людьми своими. И как говорит Катя, если есть такие добрые и отзывчивые дети, как Петя, который способен остановить трамвай и догнать девушку, забывшую зонт (а на улице дождь), то у нашего города есть будущее. Весь мюзикл «Шел по городу трамвай» так и дышит любовью к Петербургу. Так, Трам-Трамыч гордо заявляет о том, что он «ленинградский, питерский трамвай». А главные влюбленные спектакля – Катя и Рома, в каком еще городе они могли бы влюбиться друг в друга в трамвае и потеряться, а потом волшебным образом найтись? И вот они уже готовы кричать на весь мир: «Как здорово, что мы живем в одном городе. И в одно время». Так что признаваться в любви к Санкт-Петербургу можно бесконечно.

Хочется сказать большое спасибо всем создателям за такую очаровательную сказку, за нежность к трамваям и к городу, за зажигательные танцы «на грани весны» и красивые песни на стихи Валентины Сергеевой, за интерактивность – нескольким зрителям в первом ряду выдали билетики, и они уж точно счастливые. Надеюсь, что в этот день из театра имени Райкина все зрители вышли на улицу чуточку добрее, мужчины уступили место девушкам в метро просто так, кто-то улыбнулся хмурому кассиру в метро, а мамы прочитали своим детям не одну, а две сказки на ночь. А это уже немало, правда?

Перед премьерой создатели спектакля «Шел по городу трамвай» любезно согласились ответить на некоторые вопросы

Автор сценария Михаил Крылов
— Михаил, расскажите, пожалуйста, как появилась идея с трамваем?
— Идея появилась достаточно спонтанно. Началось все с того, что я познакомился с петербургским поэтом Валентиной Сергеевой. Она показала мне цикл песен на музыку Григория Гладкова (композитор музыки для мультфильма «Пластилиновая ворона). Я послушал ее песни, и мне показалось, что их можно объединить. И мы стали это делать. А, когда ты пытаешься что-то разрозненное соединить, это достаточно сложно. Непонятно, что объединяет такие разные темы. И про любовь, и про природу и про что-то из совсем другой области. А как возникла мысль о трамвае? Была такая история: в Хельсинки иду по улице Маннергейма, и выезжает трамвай. Я на него смотрю, и вижу такую картину. На первой площадке седовласый дедушка в шляпе читает газету, на заднем сиденье молодежь обнимается, еще там же мама воспитывает ребенка, что-то ему говорит, это не слышно, но видно. И я подумал о том, что это маленькие новеллы, которые на одном пространстве, в одном времени существуют, и их можно соединить. А для Петербурга трамвай – это символ. Начали разрабатывать эту идею. Оказалось, что не все песни подходят, я сам стал писать музыку на стихи поэта. И вот так идея стала оживать.
— Волнуетесь перед премьерой?
— Да, конечно. Я уже 21 год работаю на радио и каждый раз перед эфиром нервничаю, но это приятное волнение.
— А почему спектакль проходит именно на базе Театра имени Райкина?
— Я очень люблю Театр эстрады, он уютный и добрый, спектакль соответствует его направленности.
— Сами пользуетесь трамваем?
— Время от времени. В них очень хорошо пишется, под стук колес.
— Как Вы думаете, сегодня будет аншлаг?
— Хотелось бы надеяться, в кассах вчера было немного билетов.

Режиссер-постановщик Сергей Сметанин
— Какое у вас настроение перед премьерой?
— У меня замечательное настроение перед премьерой, как это обычно и бывает. Есть некоторые сложности, но они не портят настроение.
— Сложности организационные?
— Да, конечно. Мы на эту сцену вышли два часа назад, репетировали совсем в другом месте. Времени мало было, мало репетиций – так, даже не репетиции — пробы. Так что это все достаточно нервно.
— Почему Вас заинтересовала идея с трамваем?
— Мне предложили, и я начал это делать, вот и все.
— Вы считаете трамвай романтичным транспортом?
— Для меня он скорее социальный, чем романтичный.
— А сами ездите на трамваях?
— Я люблю трамваи, но всему же свое время. Детство я провел практически в трамваях, и не только детство. Там, где я живу, нет трамваев. Так что приходится ездить на машине.
— А у вас есть интересные истории, связанные с трамваями?
— В детстве я жил с родителями в городе Горьком, там было плохо с транспортом, и трамвай был нашим спасением. Целым приключением было войти в него, а потом еще и выйти. И в то время было много историй, и смешных, и трагических (режиссер убегает по неотложным делам).

Актер Георгий Штиль
— Я бы хотела бы спросить по поводу сегодняшнего спектакля.
— Это очень сложно. Посмотрите и тогда сами решите. Честно сказать, еще не очень готово, не хватает репетиций. Мне трудно говорить об этом.
— Волнуетесь перед премьерой?
— Конечно, а как же, а вдруг слова забудешь, не то что-нибудь скажешь. Там ведь еще и петь надо, все помнить. Это сложно, но интересно.
— А вам нравится сама идея с трамваем?
— Да, конечно. И трамвайщики были очень довольны, когда узнали. Потому что я помню, как мы все возмущались, когда трамваи начали убирать. Трамвай нужен.

Актер Михаил Сливников
— Какая у Вас роль в сегодняшнем спектакле?
— Я играю главного злодея, Зыбких.
— Но вот тут люди говорят, что в конце все становятся добрыми, это правда?
— Да, конечно.
— А вы волнуетесь?
— Как ни странно, нет, а обычно да.
— Вы любите трамваи так, как люблю их я?
— Мне нравится ретро. А трамвай уже становится потихоньку ретро.
Комментарий автора: Да-да, маршрутки заполоняют дороги.

— Когда в последний раз ездили на трамвае?
— А вот пару дней назад.
— Да, а на каком?
— О, а как раз на трамвае № 6.

Алла Игнатенко, специально для MUSECUBE

Фотоотчет Евгения Мироненко смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.