«Идеальный муж»: ШДИ в воображаемом мире Уайльда

Женись несмотря ни на что.
Если попадётся хорошая жена — станешь исключением,
если плохая — философом.

Сократ.

Искромётный юмор пьес Оскара Уайльда-драматурга, замешанный на пронзительном пафосе его стихов, явил на подмостках театра «Школа драматического искусства» (сцена на Новослободской) любопытный микс игры и реальности в спектакле Екатерины Гранитовой-Лавровской «Идеальный муж». Чисто британская комедия положений разыгрывается в формате «кукольного домика», который, кстати, присутствует на сцене как часть декорации, отбрасывая причудливые «тени» на окружающую обстановку. Спектакль длится необычно долго для комедии – почти три часа? – но второе действие динамичностью искупает растянутость первого, поэтому не спешите покидать театр в антракте.

Интрига пьесы закручивается вокруг некоего «аргентинского проекта», который, словно лакмус, высвечивает прошлое, подвергает проверке настоящее и прокладывает путь в будущее персонажей. При этом режиссёр остроумно решила показать события как бы через призму восприятия лорда Артура Горинга (альтер эго автора). Поэтому дидактичный папаша Артура, граф Кавершем (великолепный Иван Товмасян), выглядит и ведёт себя как эксцентричный комедиант, бойкая старуха леди Маркби (Ольга Малинина) зажигает, как барменша из кафешантана, а тот самый «идеальный муж» сэр Роберт Чилтерн (Игорь Лесов) так и не обретает отчетливой формы: ведь, как выясняется в финале, идеальных мужей не существует, да и не нужны они вовсе – так и сэр Роберт остаётся своего рода «принцессой Ивонной» этой истории.

Лорда Горинга сыграл в спектакле – и совершенно блистательно – артист Вадим Дубровин. Его герой, по замыслу режиссёра, существует словно меж двух миров – бытового мирка английского бомонда и горних высот собственной поэзии. Специально для спектакля композитор Григорий Ауэрбах сочинил музыку на стихи Оскара Уайльда в переводах поэтов русского Серебряного века. Дубровин декламирует и поёт их, словно они рождаются здесь и сейчас.

Немалое значение имеет пластическое решение (балетмейстер Ксения Руденко), поскольку даже английской аристократии не чужды развлечения в виде танцев, по большей части с ирландским колоритом, по вполне понятной причине. Также в партитуру врывается мотив «роскоши в стиле Ритц» от коварной миссис Чивли (яркая, соблазнительная Регина Хакимова). Живая музыка – музыканты располагаются на верхней галерее — придаёт действию особое обаяние. Даже звуки мотора старомодного «Бьюика» и «голос» камердинера они способны воспроизвести при нужде в оных.

По сюжету главный герой тесно взаимодействует с тремя незаурядными женщинами: женой сэра Роберта леди Гертрудой Чилтерн (строгая и уязвимая Александра Лахтюхова), своей бывшей возлюбленной миссис Чивли и нынешней невестой мисс Мейбл, сестрой сэра Роберта (забавная, ребячливая Алина Чернобровкина). Все четверо выдают настоящий дивертисмент эмоций и парадоксов, за которым невероятно интересно следить. Уважение к леди, сарказм в общении с интриганкой, трепетная сердечность по отношению к юной барышне – вот палитра чувств, мастерски передаваемая Вадимом Дубровиным в дуэтах с партнёршами.

Публика не остаётся в стороне от действия: лорд Артур, появившись на сцене, приветствует в зале «знакомых», кому-то из мужчин в первом ряду жмёт руку (а некоторым дамам – целует); по воле леди Чилтерн кому-то приходится «поработать» почтальоном, когда сэр Роберт под диктовку жены пишет отказ пойти на поводу у шантажистки… В общем, скучать придется только людям без чувства юмора (конечно же, специфично английского).

Чего бы хотелось пожелать постановке – это более смелого (контрастного) светового решения. Пространство главной сцены бывшего Центра им. Мейерхольда великовато для камерности «Идеального мужа». Режиссёр предусмотрела разнообразные приёмы для его заполнения действием, но внимание зрителей, особенно пришедших «просто отдохнуть», слегка рассеивается из-за массы возможностей для оглядывания по сторонам.

Ах да, я не упомянула мишку Паддингтона! Ну, пусть его появление станет особым сюрпризом – так сказать, праздничной бутоньеркой в наряде премьеры.

Елена Трефилова специально для MuseCube

Фотографии Татьяны Вальяниной можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.