иисус христос - суперзвездаПодумать только: как раз в эти дни моя любимая рок-опера Jesus Christ Superstar отмечает юбилей – и не абы какой! Детищу Ллойда Уэббера и Райса стукнуло аж 50 лет, а его популярность, кажется, не только не спадает, а напротив – нарастает с каждым днём. Множество постановок по всему миру, две экранизации, бесчисленное множество аудиоальбомов — и, конечно же, огромнейшая армия поклонников… Вполне заслуженные достижения шедевральной рок-оперы.

Любовь к «Суперзвезде» не миновала и Россию. Я не буду сейчас рассказывать о том или ином спектакле про Иисуса сотоварищи – фанаты и так в курсе, а для данной статьи информация сия бесполезна. Я вспомню далёкий 1990-й год (ещё СССР!), Санкт-Петербург (простите, в те дни, конечно, Ленинград) и театр «Рок-опера», недавно трансформировавшийся из ВИА «Поющие гитары». Именно тогда жители северной столицы увидели премьеру спектакля «Иисус Христос – суперзвезда», который до сих пор не сходит с подмостков и в феврале 2020-го (то бишь, прямо сейчас!) отмечает своё 30-летие. А значит, эта постановка «Суперзвезды» является самой «старой» из существующих в наши дни, за что заслуживает отдельных аплодисментов (да-да, питерцы обошли Театр им. Моссовета с их версией рок-оперы на год).

Безусловно, созданный три десятка лет назад спектакль требовал обновлений. Да что там, он буквально молил о них. И уникальный случай: краудфандинг помог влить в постановку свежую кровь. Заменили костюмы, приобрели современное световое оборудование, переписали инструментальную фонограмму… И, конечно же, вывели на сцену молодых исполнителей, которые, по идее, должны были внедрить в спектакль нерв, драйв и жизнь.

Получилось ли это? Вопрос сложный…

Но по порядку. 25 и 26 января КЗ «Измайлово» был оккупирован толпами жаждущих прекрасного зрителей. Приехала питерская «Суперзвезда» — да не просто так, а с обещанием абсолютно бомбических составов. А ведь беспроигрышный вариант: ввести в уже готовый спектакль артистов, являющихся сегодня истинными звёздами мюзикла. Замечу – безусловно классных артистов, приглашённых в постановку совсем не за красивые глаза.

Конечно, я подозрительна к тем случаям, когда актёры могут взять – и влёгкую махнуться ролями. Что характерно, ой какими непростыми. (Скажем, во время московских гастролей Ярослав Баярунас и Александр Казьмин успели исполнить роли как Иисуса, так и Иуды.) Думается мне, глубина прочтения персонажа, проживания его может пострадать. Тут судить не буду – смотрела всего один спектакль. Просто отмечу данный факт и оставлю его в качестве информации к размышлению.

Что же увидела лично я? Да, стало понятней, что на дворе – 21 век. Световой дизайн – это, бесспорно, мощь. Да и подход к инструменталу интересен. Пусть некоторые музыкальные акценты и звучали весьма непривычно, но я люблю новый взгляд на «классические» вещи.

Только вот какая беда: я была искренне уверена, что слабая режиссура и вторящая ей хореография (ну, это общеизвестная ахиллесова пята данной постановки) отойдут на задний план, когда в бой пойдёт молодёжь. А нет… Режиссура и работа новых исполнителей ролей настолько диссонируют друг с другом, что питерская «Суперзвезда» окончательно перестала выглядеть спектаклем. Теперь она больше походит на концертную версию – и вообще непонятно, зачем тогда нужны все эти странные танцы.

А что абсолютно не изменилось — так это любовь всей труппы к своей «Суперзвезде». Отношение артистов к спектаклю настолько трогает, что даже некоторые особо острые углы сглаживаются. Пожалуй, вот так и надо делать общее дело: с максимальной самоотдачей, искренне, честно. Многим бы поучиться.

Ради чего стоит идти на данный спектакль? Во-первых, он должен впечатлить тех, кто тяготеет к «библейско-иконографическому» прочтению как образа Иисуса Христа, так и всей истории в целом. Во-вторых, и тут я америк не открою, «Суперзвезда» — рай для фанатов. Прекрасные арии, поданные в большинстве своём с авансцены, «портретно» — ну, как такое можно пропустить?

Даже моя душенька растаяла от игры и вокала Вячеслава Штыпса (Пилат) и Алексея Толстокорова (Кайафа). Что поделать, люблю низкие мужские голоса… а уж когда они принадлежат таким артистам – просто теряю волю.

Что же касается главных героев (Александр Казьмин – Иисус, Ярослав Баярунас – Иуда, Анна Позднякова – Мария), то здесь всплакну: этим артистам явно тесно в рамках, очерченных постановщиком. Тот самый случай, когда приходится встраиваться в узкую нишу и действовать в её границах, а не раскрываться на максимум. Да, Иуде дан больший простор действий, но Магдалина и (особенно!) Иисус окрашены одной краской и даже не могут продемонстрировать не то что свой рост, как героев, но даже какие-то изменения.

Вывод странен: спектакль будет жить, здравствовать и побеждать, несмотря ни на что. Потому что фанаты находят в нём то, что доводит их до катарсиса (вот и девушка в соседнем со мной кресле прорыдала весь финал).

Режиссура здесь – основополагающий и краеугольный камень. Именно она передаёт видение постановщика и его точку зрения. А значит, крайне сомнительно, что хотя бы одна мизансцена будет изменена. Жаль.

Имея в обойме столь мощный актёрский состав (я сейчас имею в виду всех, включая ансамбль), можно было бы внести хотя бы косметические коррективы и получить постановку, рассчитанную не только на горячих поклонников. И, да, те ходы и приёмы, которые работали и были актуальны в 90-х, сегодня ударно вставляют спектаклю палки в колёса.

Впрочем, просто поздравлю и спектакль театра «Рок-опера», и саму рок-оперу с юбилеями. И пусть во всех городах будут полные залы, стоячие овации и слёзы зрительниц.

В конце концов, спектакли существуют для публики – а уж точно не наоборот. И она, публика, счастлива. По крайней мере, та её часть, которая идёт смотреть на конкретных артистов (хотя не будем кривить душой, это как раз львиная доля зрителей). Everything’s alright, yes, everything’s fine.

А уж кто явится «со стороны», на новенького – пусть судит сам. Вот и мой отзыв станет эдаким гласом вопиющего в пустыне – и это при том, что я от всей души люблю артистов, работающих в «Суперзвезде».

Повторюсь: у меня одна претензия. К режиссёру. То бишь, я тут основы спектакля расшатываю. А вдруг да получится, кто знает?..

Ирина Петровская-Мишина специально для Musecube

Фотографии автора смотрите здесь
Фотографии Анастасии Чирковой смотрите здесь

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.