Счастье. Любовь. Свобода. Эти фундаментальные понятия кажутся непостижимыми. Но как насчет того, чтобы погнаться за счастьем и уловить его запах, увидеть все грани любви и услышать, как звучит свобода? Испытать всеми органами чувств то, что невозможно описать словами, обещает спектакль «ПЕРЕХОД», премьера которого состоялась 21 января в Центре современного искусства М’АРС.
Иммерсивные спектакли прочно вошли в культурную жизнь Москвы: публике нравится наблюдать за действием не со стороны, а изнутри, быть частью истории. Мультимедийные выставки, нафаршированные компьютерными технологиями, многим тоже давно знакомы. Но что будет если объединить два этих направления? Ответ дает постановка «ПЕРЕХОД»: перформанс танцоров в жанре contemporary ballet разворачивается в пространстве мультижанрового проекта DEEP INSIDE/GHT художника-визионера Марии Луттик, которая выступила автором концепции и эскизов к спектаклю.
По словам самой Марии Луттик, постановка стала осуществлением ее давнего желания ввести в мультимедийную выставку еще один медиум – человека.
«Танцоры в совмещении с проекциями и выставочными инсталляциями вызывают полное стирание границ реального мира. Нам было важно создать для человека некую сказку, мистерию», – рассказала Мария для Musecube.
Представьте себе: вы приходите на выставку, в залах нет смотрителей и экскурсоводов, но вы чувствуете присутствие кого-то другого, и это не пришедшие вместе с вами посетители. Вы вглядываетесь внимательнее и начинаете различать среди холстов и инсталляций живых существ. Кто они: друзья или враги? Чего от них ждать, как вести себя с ними? Терпение, скоро вы все узнаете, а пока внимательно наблюдайте. В какой-то момент всё приходит в движение и вот уже вы застываете недвижимо, завороженные гипнотическими танцами, а потом снова совершается переход – от движения к покою, от сна – к бодрствованию, от жизни – к смерти.
«ПЕРЕХОД» это и в буквальном смысле путешествие: зрители двигаются по залам выставки, озаглавленным близкими и сокровенными для каждого понятиями: Счастье, Любовь, Свобода, где на каждом этапе встречают ожившие олицетворения этих состояний. Танцоры то приближаются к зрителям, то замирают в лучах проекций. Но несмотря на близость, границы четко очерчены — перед вами будто высшие существа, несущие тайные знания. Эту догадку подтверждает и Мария Луттик.
«Человек, через который сияет талант, на какое-то время перестает быть собой, он становится проводником. Танцоры здесь как трансляторы той высшей милости, таланта для зрителей. Они его сосуд, носитель и проводник».
Отправная точка долгого пути — Счастье, но в зале так темно, путь преграждают плотные занавесы и фигуры в черном. Неужели мы заблудились, даже не начав путешествие? И здесь на выручку приходит… запах! Ароматы-якоря — это полноправные участники и экспозиции, и спектакля «ПЕРЕХОД», они были созданы специально для этого проекта. Их можно найти в каждом зале (а заодно протестировать себя на не уходящий из сводок новостей вирус), их секрет в природных компонентах, которые, по словам создателей выставки, на уровне генетической памяти вызывают у людей впечатления и ассоциации.
«Сама задача иммерсивной выставки – это погрузить человека в определенное состояние. Как этого достичь? Только атакуя все органы чувств одновременно, поэтому мы задействуем все каналы восприятия, чтобы каждый зритель смог получить вдохновение и ту силу, которую я транслирую в своем проекте», — объясняет автор Мария Луттик.
Так, запах счастья – это мистический лес, в его основе фермент, который вырабатывает влажная почва. И вот уже окружающий лес кажется не таким враждебным, мы узнаем историю из Упанишад о мускусном олене, который весной ищет источник невероятного аромата, сводящего его с ума, но оказывается, что источник дивного аромата – он сам. Так и зрителю предлагается отправиться на поиски счастья внутрь себя.
Второй смысловой блок – Любовь – пожалуй, самый яркий и красочный, вызывающий одновременно бурю чувств и эмоций. Ведь задачей перформеров здесь было показать все грани этого сложного чувства, которое может быть как созидательным, там и разрушающим, может замкнуться на себе, а может распространиться на весь мир. Мы видим несколько фигур, извивающихся на полу, места для зрителей все меньше, к страху как-то потревожить и задеть мистических персонажей добавляется ощущение неловкости от того, что подсматриваешь за чем-то интимным. Вот Нарцисс, изнывающий от своей обреченной любви, вот любовники, буквально слившиеся друг с другом и не видящие мир вокруг себя, но тут же по залу кружится и другая пара, их танец будто оживляет все вокруг.
И если вы спешите пройти этот зал, чтобы избежать невольных прикосновений, взглядов и личных воспоминаний, то приготовьтесь к еще более волнительной встрече – с самим собой. Ведь в следующем зале вас ждет… зеркало. Зеркало Гезелла устроено так, что когда свет яркий, вы видите в нем только свое отражение, а когда он гаснет, ваше отражение постепенно растворяется, превращаясь в иного человека, стоящего по другую сторону. Так совершается новый переход: мужские черты сливаются с женскими, очертания форм теряются, определенности нет. Попробуйте узнать себя в десятках других людей.
Но уже в этом пространстве мы слышим звенящие индийские мотивы из соседнего зала и спешим туда. Там демонстрируется видеоинсталляция, озаглавленная очень актуальной в январе цитатой А. Камю: «Самой холодной зимой я узнал – внутри меня вечное лето». На время спектакля видеоряд стал фоном для завораживающего танца профессиональных исполнительниц, но эта же музыка звучит и другое время работы выставки, и говорят, что мало кто из посетителей может удержаться от танцев.
Контрастом во всем встречает нас финальная часть – Свобода. Из небольшого темного помещения мы попадаем в ослепительно белый зал, индийские исполнители уступают место Moby и композиции Porcelain, переход состоялся. Посетителей встречают белые манекены, по всему залу вьются белые дорожки светодиодов, насыпанный вдоль них кварцевый песок слепит глаза, поэтому не сразу замечаешь, как некоторые манекены начинают двигаться в своем ритме, в танце они приближаются друг к другу, и вскоре движения синхронизируются, происходит слияние, катарсис, чтобы потом снова вернуться к покою.
Любопытно, что, чтобы покинуть пространство выставки, зрителям снова придется совершить переход от Свободы к Любви и затем к Счастью и снова встретиться с их воплощениями. Все они на своих местах, никто не вправе покидать отведенную ему локацию, и только один персонаж – девушка в белом — вольна свободно перемещаться по всем залам. По замыслу создателей, это человеческая Душа, символизирующая каждого зрителя, пришедшего на выставку за ответами.
«Добро пожаловать на лучшее свидание в вашей жизни. С самим собой. Настоящим», — приглашает совершить переход художник Мария Луттик.
Полина Кузнецова специально для Musecube
Фоторепортаж автора:
Добавить комментарий