Интриги, искушения и возмездие: «Опасные связи» из Новосибирска

Фото — Елена Лапина

Новый сезон Новосибирский музыкальный театр открыл лишь 24 октября в связи с долгим ремонтом. Однако первую половину осени коллектив времени зря не терял и старался держать себя в тонусе. Например, 9 октября новосибирцы представили московской публике мюзикл Романа Львовича и Льва Яковлева «Опасные связи» (премьеру декабря 2022 года) в рамках фестиваля «Видеть музыку» (фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры и Президентского фонда культурных инициатив).

Жанр мюзикла – американский, роман Шодерло де Локло – французский, а постановщики и создатели – российские. При подобных смешениях культур и искусств получаются произведения, обычно выходящие за привычные рамки. Вот и постановки Новосибирского музыкального театра, последние 15 лет активно вставшего на пути создания оригинальных отечественных мюзиклов, всегда отличаются каким-то шармом.

Запутанный сюжет одного из величайших французских романов тяжело переносить на сцену, а уж в музыкальном театре тем более. Как признаётся сам Роман Львович, от написания первых нот до первой премьеры его «Опасных связей» прошло около десяти лет. За это время появились и другие мюзиклы по этому же роману и приятно, что все они очень разнообразны.

Новосибирская постановка ярче всего сохраняет дух и атмосферу Парижа XVIII века в костюмах и декорациях. Сценическое пространство наполнено огромным количеством занавесов и полотен, свисающих из-под софитов и моментально меняющих своё положение. В этих жизненных «кулисах» словно уже незримо кто-то прячется и готовится свершить свои авантюры. Герои мюзикла ведут беседы, возвышаясь вокруг гигантской статуи или же сидя в двух ещё более гигантских руках (художник-постановщик – Елена Вершинина). Это словно руки судьбы, которая не выпускает персонажей из уже написанного сценария и предвещает свою расстановку событий. Именно в «руках судьбы» происходят самые конфликтные и ключевые моменты. На переднем занавесе можно наблюдать всевидящее око судьбы…

Музыка Романа Львовича насквозь пропитана симфонизмом и преимущественно лирическим звучанием за редкими исключениями. Безусловно, в партитуре присутствуют хиты. Первый же дуэт маркизы де Мертей и виконта де Вальмона «Я тебя буду ловить» сразу же вносит динамику в действие, несмотря на малонаселённость вступительного номера, который в любом мюзикле играет важнейшую роль.

Запоминается также ансамблевая ария «Месть» во втором акте, однако под финал истории создаётся впечатление, что мюзикл написан для женского бенефиса, потому что самые яркие мелодии отданы маркизе де Мертей – в роли роковой дивы в этот вечер блистала Дарья Бочарова. Её пышные платья, грациозная осанка и объёмный чёрно-серый парик максимально играют на образ смелой авантюристки.

Кульминацией первого акта является ария «Охота» – исполнение Дарьи Бочаровой наполнено ярым азартом и невероятными верхними нотами. В финале второго акта ария с протяжной фразой: «Но чем меня вы лучше, господа?» — является смертельной кульминацией и наполнена душераздирающим криком маркизы де Мертей, которая падает в прямом и переносном смыслах. Дарья Бочарова – настоящая прима этого вечера!

Алексанр Крюков в роли не менее обольстительного виконта де Вальмона пусть и уходит на второй план по количеству появлений на сцене, но вокально и актёрски ничуть не уступает главной героине. Юная и наивная Сесиль де Воланж в исполнении Анастасии Мельниковой – полная противоположность маркизе, для героини важна правдивость и искренность.

В новосибирских «Опасных связях» многие сцены отданы под чисто танцевальные эпизоды, иллюстрирующие вседозволенность и распущенность общества. Тут возникают некоторые вопросы. Танцевальных сцен чересчур много (часто они «работают» лишь на декорационные перестановки)… Все костюмы у артистов ансамбля одинаковые (пусть это и собирательный образ французского общества)… Нарисованные женские груди и мужские прессы немного коробят общую эстетическую картину спектакля, ибо «нарисованная эротика» артистов ансамбля остаётся искусственной, несмотря на выразительную пластику… но ведь это не касается главных героев, у которых страсть пылает через все наряды.

В целом, режиссёру Антону Дорофееву удалось передать интриганства и искусительность через все элементы мюзикла как жанра. В финале спектакля вся труппа подводит итоги:

Винить мы будем вечно, любить беспечно,
И счастливы, конечно, мы будем вечно!

И пусть в этом году коллектив Новосибирского музыкального театра не попал в номинации «Золотой Маски», зато уже в ноябре он поборется за награды премии «Музыкальное сердце театра» со спектаклем «Опасные связи». Удачи, Талантливые Новосибирцы!

Владимир Демин специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.