Карамазовы: аскетизм декораций и широта русской души


30 октября в концертном зале «Меридиан» прошло два показа рок-оперы «КарамазоВЫ». Бессмертный сюжет Федора Михайловича Достоевского лег в основу постановки. Зрительный зал заполняла публика. Кто-то явно посещает этот спектакль не в первый раз: обсуждает составы, артистов, арии. В зале гаснет свет, открывается занавес, и мы видим актеров, облаченных в черные одежды. Артисты сидят на черных же деревянных стульях. На сцене есть ещё деревянный предмет — то ли стол, то ли скамья — какие-либо другие декорации отсутствуют.

Герои ансамблем исполняют первый музыкальный номер — зритель слышит чистые голоса и плотное звучание музыкальных инструментов. В глубине сцены, почти что в полной темноте с пюпитрами, подсвеченными маленькими лампочками, словно светлячками, играет небольшой оркестр: гитары, ударные, синтезатор и виолончель.

Световое оформление сделано таким образом, что периодически персонажи кажутся почти что призраками с еле различимыми очертаниями силуэтов.

Благодаря прологу зритель знакомится с каждым действующим лицом, — что позволяет даже тем, кто не читал произведение, без труда уловить нить событий. Здесь все выразительные средства сосредоточены в музыкальных номерах. Арии, исполняемые актерами, раскрывают характеры героев. Зритель совершает эмоциональное путешествие, вслушиваясь в каждое слово, сопереживая героям. Ещё больше вовлекает публику в процесс спектакля и то, что некоторые действия происходят непосредственно в зале: герои поют перед первыми рядами, то спускаясь со сцены, то появляясь из боковых дверей.

В вокале артистов присутствуют приемы, характерные для эстрадного и академического исполнения, а также рока, что добавляет красок и эмоционального накала всему действию.

Здесь мы видим и бесноватость Федора Карамазова, который, словно черт, прыгает по стульям и скамье, исполняя свои арии; и смену поведения Грушеньки, что влечёт за собой и перемену отношения к героине (недоброжелательность уступает место сочувствию).

Интересное решение было принято режиссером касательно персонажа Зосимы. Несмотря на то, что старец умирает в середине спектакля, из повествования его не выводят. Его одежды меняются с черных на белые, и он появляется во время душевных терзаний Алёши, не давая тому совершить грех, например.

Яркая ария была и у Смердякова. Благодаря музыкальному материалу зритель понимает, что Смердяков не знает своего места в обществе и от этого буквально сходит с ума. Через арии мы узнаем мотивы поступков, которые совершают герои.

Вообще, желание найти собственное место под солнцем прослеживается в ариях каждого персонажа. И Катерина Ивановна, и Иван Карамазов также повествуют об этом.

Все это повествование в завершении своем приходит в конечном итоге в ещё один масштабный ансамбль, где каждый из главных героев говорит о том, что не смотря на то, что повзрослел, всё равно остался ребенком, скучающим по матери.

В противовес Алексею, нежному светлому набожному персонажу, который постоянно пытается найти ответы на все вопросы с помощью веры, нам тут же показывают Ивана Карамазова, который старается придерживаться атеистической позиции, однако, судя по арии, герой в конце концов обращается к богу.

Здесь, как и в романе «Бесы» того же Достоевского, явно показано, как каждый герой стоит перед выбором: нарушать ли заповедь, совершить ли грех. Зосима, например, является кумиром Алёши, Дмитрий замышляет убить своего отца, обуреваемый жаждой денег, Иван явно подвластен гордыне. Терзания на почве веры дополняются любовными.

Полтора часа пролетают, как один миг. Интересные арии, хорошая игра актеров (Александр Рагулин, Вера Свешникова, Ярослав Баярунас, Кирилл Гордеев, Алекандр Суханов, Андрей Бирин, Наталия Диевская, Антон Арцев), отличный сюжет – гарантия успеха и однозначная рекомендация к просмотру!

Мария Денисова специально для MuseCube

Фотографии Елены Клюевской можно увидеть здесь

Фотографии Марии Гордиенко можно увидеть здесь

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.