Классики играют джаз

AnbPPR97u1oПарадная лестница скользит вверх, на второй этаж. По ней неспешно поднимаются дамы элегантного возраста в сопровождении кавалеров. В Филармонии не так часто встречаются молодые люди, пришедшие насладиться звуками классической музыки. Несмотря на то, что концерт сегодня дает Александр Маслов — петербургский пианист, молодой лауреат международных конкурсов по классу фортепиано,большая часть пришедших слушателей в весьма солидном возрасте.

Половина седьмого. Фойе заполняется людьми. Двери в зал закрыты. Идет репетиция. Знакомые с юных лет мелодии прорываются сквозь закрытые двери. Еще несколько минут, и двери распахнутся, публика нетерпеливым потоком вольется в зал. А пока все в ожидании: головы склонились над программками. Два отделения концерта: первое представлено девятью пьесами из сочинения 72 и пятью пьесами из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Программа второго отделения: джазовые сюиты на темы балета «Щелкунчик» и фантазия на темы произведений Дж. Гершвина в интерпретации Маслова.

Музыка смолкла. Репетиция окончена. Двери открыты, зал постепенно заполняется. Входя в бело-золотисто-малиновый зал Филармонии сложно не испытать приятное чувство ностальгии по минувшим прекрасным векам, когда каждый выход в свет был настоящим событием и праздником, поводом насладиться не только музыкой, но и встречами со старыми знакомыми, возможностью продемонстрировать свои новые туалеты и кавалеров. Времена меняются: вместо вееров в руках дам айфоны и планшеты; деловые костюмы и джинсы с кардиганами пришли на замену вечерним платьям. Неизменна одна музыка, проходящая сквозь века, эпохи, стирающая границы между культурами и людьми.

Первый звонок. Зал гудит.

Второй звонок. Зал умолкает.

После третьего звонка на сцене Филармонии появляется Александр: элегантный молодой человек в безупречно сидящем черном костюме и с мягкой улыбкой на лице. Он кланяется публике и садится за инструмент. Длинные тонкие пальцы касаются клавиш, исторгая из инструменты нежнейшую музыку: «Раздумье». Пьеса строится на теме, очень близкой по духу и атмосфере русской народной песне. Музыка нарастает, накатывает, обретая большую силу и упругость, и, словно пройдя полный круг, возвращается к первоначальной легкости, плавности и текучести. «Раздумье» переходит в «Диалог», слегка игривый в самом вступлении и умиротворяющий в финале. «Вальс-безделушка»: воздушный, свежий. Ускоряющийся темп «Вальса» внезапно замирает на секунду на самом пике, чтобы вновь затем закружить по залу бальные пары. Звучит миниатюра «Шалунья»: сочинение полностью оправдывает свое название. Легкая, капризная, грациозная мелодия врывается в зал, окутывая каждого слушателя. Две маленькие девочки в такт «Шалунье» покачивают ножками в красных кедах.

Александр переходит к исполнению «В манере Шумана»: драматической,глубокой и сильной миниатюре, плавной и проникновенной, раскрывающей отношение Чайковского к одному из любимых композиторов.

Следя за игрой Маслова, понимаешь, чтобы увлечь слушателя концертом только одного инструмента, необходимо обладать харизмой, талантом, умением чувствовать произведение и его характер. Погружение публики в музыку произошло, что, в некотором роде, является прекрасным показателем мастерства исполнителя.

wrsia7Чайковский – Плетнев, пять пьес из балета «Щелкунчик». Новые произведения, иная манера игры, другой настрой и характер. Звучит «Марш»: публика отбивает пальцами мелодию. Перед глазами картинка:толпа детей, шествующих за подарками. Ощущается легкая упругость детских движений, мальчишеский задор. «Марш» сменяется мистичным и таинственным «Танцем Феи Драже»: словно кто-то приоткрыл музыкальную шкатулку, и закрутилась куколка-балерина, исполняющая воздушный танец. Прозрачная, тающая мелодия; чистое звучание, подобное прозрачной воде в фонтане. Музыканту удается передать эмоциональность и лиричность миниатюры, трепет чувств и волнение, легкую настороженность.«Танец» переливается и плавно переходит в невесомое «Интермеццо». Следом за ним — «Китайский танец»: кажется, будто пляшут забавные фарфоровые статуэтки. Завершает первое отделение «Трепак»: яркий, темпераментный танец в русском народном стиле.

Второе отделение ожидают с еще большим оживлением. Публика в предвкушение от чего-то нового и необычного: впервые в Филармонии исполняются джазовые сюиты на темы балета «Щелкунчик» — вечная классика прочитывается по-новому. Известные мелодии звучат иначе: сложно сказать, что лучше и более приятно слуху – традиционное «прочтение» или современно-джазовое. Совершенно преображается Александр Маслов: первое отделение вел человек более сдержанный и «академического» образца.Во втором отделении перед глазами зрителя совершенно иной музыкант: истинный джазмен. Обводя зал взглядом, замечаем улыбки на лицах людей, огоньки в глазах и постукивающие по подлокотникам кресел пальцы – сложно усидеть на месте под зажигательные ритмы джаза.

В завершении второго отделения – фантазии на темы произведений Дж. Гершвина: только ради этих импровизаций стоило прийти на концерт, чтобы насладиться виртуозной игрой молодого музыканта, исполняющего свою трактовку известных произведений знаменитого американского композитора и пианиста.

Алена Шубина, специально для MUSECUBE

В репортаже использованы фотографии из открытого доступа


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.