Краткий курс по Чехову

pnewnpvoegaЕсть в Петербурге театр, приходя в который, всегда ощущаешь себя как дома. Спрятался он водном симпатичном дворе Каменноостровского проспекта Петроградской стороны, и имя ему – «Особняк». Культуру здесь своими руками и силами создают единомышленники, актеры и режиссёры, и делают это с открытой душой, большим вкусом, уважением к зрителю и, что ценно, с редким по меркам последнего времени чувством меры. Иногда они приглашают к себе близких по духу исполнителей, и совместными усилиями рождается чудо.

Сейчас в афише «Особняка» можно встретить прекрасно соседствующих Пелевина и Ионеско, Ницше и Экзюпери. А совсем недавно репертуар пополнился сразу тремя пьесами А.П. Чехова – все они легли в основу спектакля «Чайка над вишневым садом», поставленного режиссером Юлией Паниной. Этот краткий курс чеховской драматургии укладывается в один акт и схематично-витиевато обрисовывает основные конфликты «Дяди Вани», «Чайки» и «Вишневого сада». Казалось бы, такие нестандартные сочетания, сокращения и редукции – достаточно спорное режиссерское решение, но в свежеиспеченной «Чайке» этот прием работает удачно, позволяя взглянуть изнутри на счастливые семьи, несчастные по-своему, не отвлекаясь при этом на второстепенных героев. Более того, камерная и почти домашняя атмосфера зрительного зала не только предполагает, но и настаивает на включение публики в число действующих лиц.

cc-dlhpptqe«И в пьесе, по-моему, непременно должна быть любовь» –эту цитату из «Чайки» создатели сделали лейтмотивом спектакля, подчинив всех персонажей превратностям любви. Они говорят о ней, переживают, мечтают, конструируют и разрушают. Так или иначе, каждый из них готов жить с корыстью или самоотдачей и без сомнений падать в липкую паутину сложных чувств, которая с легкостью душит и с такой же легкостью укачивает героев.

В центре реминисценции «Чайки» Юлия Панова помещает любовный квадрат из актрисы Аркадиной (Наталия Эсхи), ее сына Константина Треплева (Николай Яковлев), начинающей исполнительницы Нины Заречной (Елена Назарова) и беллетриста Тригорина (Кирилл Утешев). Именно эти персонажи ответственны за трагическую развязку финала, на их плечи ложится груз взаимного непонимания. Сюжет из «Дяди Вани» раскрывает характер Астрова (Константин Гаёхо), отчаянного антагониста и нигилиста, способного своим презреньем наказать даже самых небезразличных ему людей. «Вишневый сад» присутствует в спектакле в своих финальных сценах, предваряющих продажу участка и затрагивающих его печальную развязку. Любовь Раевская в исполнении Елены Назаровой, Гаев (Константин Гаёхо), Лопахин (Евгений Сиротин) и верный лакей Фирс (Михаил Кузнецов) в лучших традициях школы Станиславского, бывшего близким другом Чехова и автором первых спектаклей по его пьесам, раскрывают конфликт поколений, социальных слоев и победу чувств над разумом. Конечно, без всякой четвертой стены и с точным музыкальным и художественным соответствием той прекрасной ушедшей эпохе. Записи романсов, исполненных Ф.И. Шаляпиным, словно переносят на столетие назад, а спектакль целиком отдает себя в руки Ее Величества русской классической литературы, которая, кажется, знает ответы на самые каверзные вопросы.

Елена Бачманова, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии Театра Особняк


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.