Кукольный мир «Охоты на крыс»

охота на крыс

Раз, два, три, четыре, пять.
Гуси-лебеди летят.
Летят туда, летят сюда,
А этот выпал из гнезда.

К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки»

Спектакль Московского областного театра кукол по пьесе Алексея Житковского «Охота на крыс» поставил молодой кинорежиссёр Дмитрий Тархов. Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». Казалось бы, где кино – и где куклы? Однако именно языком кукольного театра оказалось возможно рассказать эту непростую историю, в которой много вопросов, а найдётся ли ответ – зависит от вас самих.

Читаем аннотацию с сайта театра, на редкость адекватную, написанную удивительно тактично, без хайпа и спойлеров:

«История мальчика Леньки, который вынужден уехать от своих родителей из далекого поселения Ханты-Манси в город, к своему взрослому брату, чтобы учиться в школе, становится размышлением о столкновении двух миров: самобытного мира Ханты и Манси и Нового мира наступающей цивилизации и государственности. Появляются и исчезают империи, начинаются и заканчиваются войны, происходит геополитический передел мира, ракеты взмывают в космос, меняются правительства, бушуют экономические кризисы — и противостоит этому один маленький человек. Человек, который до конца сам себе не может ответить на вопрос «зачем я живу?». Спектакль «Охота на крыс» поднимает важнейшие вопросы становления подростка, определения себя в мире, поиск своей идентичности, своих корней, ценности семьи. Это серьезный разговор с подростками о ценности жизни, независимо от того, чья это жизнь — мышки или ребенка».

Скажу больше – даже у злобного лесного чудища-людоеда есть дети, которых он любит и вскармливает, как умеет. Традиции язычества, сталкиваясь с новой религией «социального государства», обнаруживают, при всех различиях, значительное сходство в отношении к единичному человеку, к семье как «тормозящему» якорю в бурном потоке всемирной истории. Недаром в пьесе мальчика дразнят «индейцем» — в спектакле этот нюанс пропущен – когда прогресс, спеша утвердиться, приходит в новые места, его лик и поступь отнюдь не дружелюбны к тем, кто не готов (и поэтому не желает) принимать всё новое как безусловное благо.

Маленький кусочек жизни ребёнка показан зрителям его глазами: мир изумляет и пугает, волшебный товарищ по играм зовёт к приключениям и переносит во времени и пространстве. Средства театра кукол удивительно разнообразны и в полной мере использованы постановщиком: ручные марионетки в образах главных героев, гигантские по сравнению с ними ростовые куклы «педагогов», картонные безликие «одноклассники», невероятная многорукая «крыса», наводящая на ассоциации с мышиным королём из «Щелкунчика», дух леса Менк-Ики, заполняющий собой всё вокруг, фрагментарный образ отца – и, на контрасте, единственный живой человек, Мать, сердце Семьи, объятие Природы, очаг и лоно любви, где сходятся всякое прошлое со всяким будущим.

Постановочное решение включает в себя занятный технический приём – «голоса» из пьесы, звучащие за дверью и со страниц газет, представлены в лицах на небольших экранах, встроенных в мобильную декорацию. Если вы хотите увидеть их носителей, придётся воспользоваться особыми очками, наподобие 3D-очков, к которым, возможно, вы успели привыкнуть в кинотеатрах. А не хотите – просто слушайте…

«Охота на крыс», конечно, грустный спектакль, малышам смотреть его ни к чему. Но если вы уже получили письмо из Хогвартса – самое время.

Елена Трефилова специально для Musecube

Фотографии автора можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.